Всё, что «мешает» этому апофеозу чиновничьего идиотизма, понятное дело, не имеет права на существование. Технологии подавления независимых СМИ применяются практически в каждом регионе. И действующее законодательство в России фактически не содержит каких-либо защитных механизмов против административного беспредела. И разумеется, никаких «социальных гарантий», которыми любят себя стимулировать сами высокопоставленные чиновники и правоохранители.
Начинается подавление с минимизации доходов, тиража и увеличения издержек. По сравнению с этими мерами препятствия, которые начинают создавать журналистам независимых изданий при посещении органов власти, выглядят просто как мелкие шалости. Многие независимые СМИ давно не могут печататься в своих регионах. Например, газета «Мордовия сегодня» вынуждена печататься за пределами Мордовии, в Пензенской области. Подавляющее большинство негосударственных марийских изданий и главная муниципальная газета тоже не имеют возможности печататься на территории своей республики. Ижевская газета «День» за последние пять лет поменяла несколько типографий в трёх соседних регионах, потому что, как оказалось, даже административные границы не являются преградой для административного ресурса.
Ещё один действенный механизм - газету можно завалить судебными исками - от предприятий, ведомств и частных лиц. Почта и частные торговые сети в одностороннем порядке могут разорвать и, как правило, разрывают с редакциями договоры на распространение газет в розницу. Пиком давления на независимые СМИ можно считать уголовные дела, возбуждаемые против главных редакторов и ведущих журналистов газет.
Материальную поддержку из региональных бюджетов получают только те СМИ, которые учреждены органами власти, либо активно их пиарящие. Другим путь к бюджетным деньгам заказан. Даже - в случае проведения конкурсов на информационное обслуживание. Это только относительно «законные» средства борьбы с независимостью СМИ. В «оружейном арсенале» остаются нападения на журналистов и редакторов, запугивание всех, кто сотрудничает в той или иной форме с попавшим в опалу изданием.
Такая картина стала типичной для большинства российских регионов, и Удмуртия в этом плане не исключение. Печатное слово Удмуртии 10-15 лет назад имело совсем иное значение и даже политический вес. Это сегодня здесь почти нет личностей, зато есть кого вспомнить.
Во второй половине 80-х годов несомненным лидером был «Комсомолец Удмуртии». Самая читаемая, с лучшими журналистами. В 1991-м главный редактор «КУ» Герасим Иванцов перешел в образовавшуюся на волне перестройки парламентскую газету «Известия Удмуртской Республики», которая поначалу была «флагманом» гласности. «Комсомолец» остался под началом Сергея Гулина (тоже поэта, как и Иванцов). Виктор Любич, Ольга Евсеева, Лев Роднов, Валерий Болтышев, Александр Ходыкин - «звезды» того периода, когда «КУ» читали все. «Комсомолец Удмуртии», превратившийся впоследствии в «КУрьер», дрейфовал между сциллой гласности и харибдой рынка. Гулина сменила Лариса Ревина, Ревину сменил Андрей Васильев, с именем которого связан конец издания, к которому, как считают, был причастен и Василий Шаталов. Интересны метаморфозы упомянутых фигур. Оставшийся не у дел Сергей Гулин был приглашен в команду, информационно обслуживающую Александра Волкова. Не за страх, как говорится, а за хорошие деньги. Сегодня его «социальное пособие» - авторская программа на «президентской» ТРК «МУ». Герасим Иванцов на «заслуженном отдыхе» в компании сотрудников пресс-службы в президентском дворце. Лев Роднов - писатель и свободный поэт (после «заказной» книги о КГБ это можно позволить), Виктор Любич умер. Валерий Болтышев погиб, считается, что «несчастный случай». Ольга Евсеева издает газету региональной «Единой России» - тоже своего рода журналистское небытиё. Василий Шаталов, пережив звёздный час с авторской программой «Не могу молчать» на собственной ТК «Альва», в конце прошлого года второй раз переназначен заместителем главы Ижевска, выгодно конвертировав «гласность» в сервильность. Я еще и в школу тогда не ходила, но помню, что в его передаче мне больше всего нравилась песня Юрия Шевчука «Родина».
«Неделя Удмуртии» Владимира Павлова - первый негосударственный еженедельник, существовавший на деньги рекламодателя. Сергей Заболотских работал тогда в «НУ» руководителем информационного агентства и заместителем генерального директора. «Тогда все работали на подъеме, – вспоминает он начало 90-х годов. - У коллектива газеты не было опыта работы в советской журналистике. Мне нравилось работать над криминальными новостями, наполняя их аналитикой, комментариями, делая их не просто милицейскими отчетами, а живым интересным материалом». В 1997 году он запустил свой газетный проект - «Московский комсомолец в Ижевске», а спустя несколько лет успел поработать редактором еще двух изданий - «Удмуртской правды» и «Известий УР», последнее его место работы в СМИ – главный редактор на ТК «Арсенал». Сергей Рудольфович далеко не оппозиционер, однако при встрече со мной признает полную деградацию нынешних республиканских СМИ и общественно-политической мысли. По его мнению, в Удмуртии серьезной журналистики почти не осталось. «В 90-е годы СМИ вели себя с властью достойно, а не стояли на вытяжку, как это происходит сегодня», - говорит он. «СМИ сейчас не страшны представителям власти, они там между собой договариваются напрямую и не интересуются общественным мнением», - подводит итог Сергей Заболотских.
Интересный разговор состоялся по скайпу с Андресом Вальме, который был редактором-прикрытием газеты «Золотая провинция», издававшейся силами журналистов «АИФ Удмуртии». Сегодня Вальме гражданин Эстонии, но делами республики в Интернете интересуется регулярно. По словам Вальме, у «ЗП», несмотря на её показной «жёлтый» формат, было много рекламодателей и огромная популярность. Вальме связывает это с коммерческой жилкой главного редактора «АИФа» Сергея Светлова. Из того коллектива «АИФ Удмуртии» середины 90-х годов вышло три главных редактора – Сергей Щукин с конца 1998 года начал издавать свой «День», потом запустил свой проект «Совершенно конкретно» Дмитрий Желнин, отбывающий сейчас 3-летний срок за «вымогательство», Елена Боброва сегодня работает руководителем ТК «Новый Регион».
Многие участники событий полагают, что окончательный перелом в отношениях республиканских СМИ с властью произошёл в 2004 году, сразу после повторного избрания Александра Волкова президентом Удмуртии. Внешне это проявилось в доведении до закрытия «АИФ Удмуртии», выходившего в лучшие времена 80-тысячным тиражом на 32 полосах, плюс 16-страничный понедельничный номер. Тогда же в 2004 году республиканские типографии получили негласный запрет на печать газеты «День».
Газетные проекты закрывались и раньше, так, не выдержала конкуренции с «АИФом» «Неделя Удмуртии», перестала выходить «Панорама», но с течением времени на первый план вышли политические причины. Вряд ли тогда много лет назад кто-то мог предположить, что спустя 12 лет после пика расцвета республиканских изданий в живых останется именно газета «День», самый политизированный медийный проект из всех издававшихся на территории Удмуртии. Его учредитель и главный редактор Сергей Щукин объясняет это тем, что, находясь под постоянным давлением, газета перестала быть коммерческим проектом и превратилась фактически в «партию». «Вокруг «Дня» всегда очень много людей, много больше, чем реальный тираж газеты, - говорит Сергей Щукин, - им нужна наша газета, и это даёт силы и заставляет работать дальше».
Наверное, и в самом деле, жизнь задавить нельзя. Когда-нибудь люди просто устают от той лжи, которую льёт на них власть через средства массовой информации, и начинают хотеть не только «хлеба и зрелищ», но ещё и правды. И тогда всё начинается заново.