в 2010 году


Рейтинг «Дня» - «Ижевского ЭПИцентра» («ДЭ») составляется на основе анализа событий прошедшего месяца, способных оказать существенное влияние на экономическую и политическую ситуацию в республике. Нахождение (отсутствие), а также происходящие изменения в положении тех или иных фигур в рейтинге «ДЭ» не связаны с политической позицией редакции газеты и не основываются на социологической оценке включенных в рейтинг «ДЭ» политиков, предпринимателей, общественных и государственных деятелей. Главный критерий оценки – проявившиеся тенденции и причастность каждого из фигурантов рейтинга «ДЭ» к «рейтинговым» событиям.




В 2010 году удмуртскую политику всё время потряхивало. Детский омбудсмен Павел Астахов, внезапно свалившийся в феврале на головы республиканских чиновников в связи с бунтом сирот в ижевской школе-интернате №2, наобещал отставок, но почти всех пронесло, а глава администрации Ижевска Александр Ушаков к концу года даже перебрался на ступеньку выше, став главой столицы Удмуртии. С интервалом в три месяца Ижевск два раза посетил премьер Владимир Путин, но, очевидно, как-то не так, как изначально планировали в резиденции президента Удмуртии. Торжества в честь 250-летия Ижевска, на которые потратили столько средств и времени, прошли без «главного гостя».


И выборы депутатов в городские думы тоже пошли не в ту сторону. Не везде, конечно, но там, где не удалось избежать конкуренции, «Единая Россия» начала сдавать свои насиженные позиции. Проигрыш «партии власти» местному списку КПРФ в Глазове позже пришлось отыгрывать аппаратными методами, а вот избежать позора в Ижевске сумели только по беспределу – отменив через суд за день до выборов регистрацию списка главного политического оппонента – партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ».


Борьбу с несистемной оппозицией, набравшей силу в уличной политике, в прошедшем году президенту Волкову пришлось совмещать с устранением потенциальных внутренних конкурентов. Такого в удмуртской политике не случалось уже давно. Добившись в начале 2010 года аудиенции у премьера России, бессменный руководитель группы предприятий «Ижевский машзавод» Владимир Гродецкий, наверное, и не подозревал, какую бурную реакцию вызовет это событие у президента Волкова. Владимир Гродецкий, которому Волков обязан поддержкой директоров промышленных предприятий в 2000 году, в тот момент, когда решался вопрос, быть или не быть ему первым президентом Удмуртии, спустя десять лет «получил по заслугам». Президент Волков, впервые выступивший с публичной критикой руководства «Ижмаша» 22 марта в прямом эфире ТРК «МУ», в середине декабря сообщил на пресс-конференции в РИА «Новости», что отставка Гродецкого – вопрос самого ближайшего будущего. Впрочем, эксперты полагают, что последствия этого конфликта могут дорого обойтись президенту Волкову, если Гродецкий потеряет «Ижмаш», но сохранит свои связи и влияние в ГК «Ростехнологии» и других федеральных структурах. Тогда, как считают наблюдатели, настанет время для его ответного хода.


В целом президент Волков должен быть доволен прожитым политическим годом, который, кстати, он сам объявил «годом ответственности руководителей всех уровней и рангов». Во-первых, слухи об его отставке в очередной раз не подтвердились. Во-вторых, в его активе назначение Николая Короткова на вакантное место руководителя Удмуртского отделения Сбербанка, назначение Владимира Майера гендиректором ИМЗ и «перезагрузка» руководства Ижевска в устраивающей президента Удмуртии конфигурации Ушаков-Агашин. Окружение Волкова понесло за год лишь одну потерю – после нескольких месяцев трудных судебных баталий в январе 2010 года была отстранена от должности глава Завьяловского района Галина Баталова. Не пострадала даже попавшая под уголовное преследование дружная группа чиновников-«туристов» из Администрации г. Ижевска.


Зато 2010 год стал настоящим «провалом» для «московского тандема» в лице министра внутренних дел Удмуртии Валерия Сосновского и его протеже - начальника УБЭП Сергея Поерова, арестованного в начале августа и обвиненного в краже 5,5 млн рублей. Министр Сосновский после итогов проверки ДСБ МВД РФ ушёл в отпуск, из которого уже не вернётся. Между тем к временно исполняющему обязанности министра Ринату Саитгарееву претензий у многих ещё больше, чем к оскандалившейся «московской группе». По слухам, президент Волков «ставит» не на него, а на другого зама министра - Игоря Сухорукова, которого окружение президента Удмуртии уже пыталось в своё время неудачно лоббировать в главы МВД по УР. Впрочем, при любом раскладе эксперты считают перспективы Рината Саитгареева очень короткими, несмотря на то, что к концу года он оказался в самом эпицентре сложных милицейских разводок и как будто бы даже договорился с одним из кандидатов в министры о сохранении в должности ещё на один год.


По итогам 2010 года из рейтинга «10 ведущих» выпали, и, надо полагать, навсегда, ожидающий окончания своего контракта министр внутренних дел УР Валерий Сосновский и теперь бывший глава Ижевска Виктор Балакин. Ещё двое - президент Удмуртии Александр Волков (1) и руководитель группы предприятий «Ижевский машзавод» Владимир Гродецкий (6) - остались при прежних позициях, хотя первый фактически уже подвёл к отставке второго. Премьер Юрий Питкевич к концу года прочно закрепился на второй позиции рейтинга «ДЭ» во многом благодаря пересадке экс-министра транспорта Дениса Агашина в кабинет главы ижевской администрации. Динамика рейтинга «ДЭ» у последнего за год выглядит самой акселеративной – плюс шесть позиций. В ноябре ему даже удалось перескочить через Андрея Осколкова (3), основателя финансово-промышленной группы КОМОС и лидера фракции «Справедливая Россия» в Госсовете УР. По мнению экспертов, за этот «перескок», ставший возможным благодаря позиции ориентированных на Осколкова депутатов Городской думы Ижевска, КОМОСу был обещан контроль над «Ижводоканалом». Произошедшие в 2010 году назначения в Сбербанке и на «Ижевском мехзаводе» тоже укладываются в интересы Осколкова. Впрочем, не все отдельные «плюсы» в конечном итоге дают рост в целом по году. По сравнению с январём-февралём рейтинг «ДЭ» Андрея Осколкова снизился на одну позицию из-за произошедшего укрепления тандема Питкевич-Агашин. В плюсе по итогам года и ставший главой города Александр Ушаков (5), однако, получив более высокий статус, ему пришлось «заплатить» за него прежними более реальными полномочиями. Также двойственно выглядит появление в рейтинге «ДЭ» первого заместителя министра внутренних дел УР Рината Саитгареева (9). Можно сказать, пошёл на подъём, если бы потом не пришлось падать.


На три позиции по сравнению с началом 2010 года снизился рейтинг «ДЭ» главного федерального инспектора Рустама Идрисова (7). Причина: за прошедший год в зоне его ответственности - в Удмуртии - не был реализован ни один из тезисов, озвученных президентом Медведевым в январе 2010 года на заседании Госсовета России, где обсуждались вопросы развития политической системы страны. Аналогичное снижение произошло и с рейтингом «ДЭ» спикера Госсовета УР Александра Соловьева (8). Несмотря на то что к концу года ему удалось избавиться от приставки «и.о.» в должности секретаря политсовета УРО партии «Единая Россия», реальные бразды управления «партией власти» в республике по-прежнему остаются за президентом Волковым. Снизилось за год, но не так резко, положение в «десятке ведущих» председателя Координационного Совета гражданских действий УР Андрея Коновала (10), представляющего партию «ПАТРИОТЫ РОССИИ». После 10 октября ему пришлось сложить полномочия депутата Гордумы Ижевска, однако снятие «Патриотов» за день до выборов из-за сомнений в результате «Единой России» было равнозначно признанию властями роста влияния протестного движения в столице Удмуртии, что, собственно говоря, подтверждают и данные соцопросов.