За двадцать минут до начала пикета на Центральной площади могло сложиться впечатление, будто бы власти контролируют ситуацию. Участок между Домом правительства, Театром оперы и балета и светомузыкальным фонтаном был со всех сторон блокирован сотрудниками ППС, на Пушкинской дежурили инспекторы ДПС в зеленых тужурках, а невдалеке от остова главной новогодней елки припарковался автобус с ОМОНом. На глазах корреспондента «Д», по крайней мере, двое молодых людей (которые, впрочем, могли оказаться и просто случайными прохожими) были остановлены, досмотрены и отпущены. Командный центр правоохранительных сил расположился близ троллейбусной остановки «Центральная площадь» - здесь накопилось человек десять милицейских начальников в форме и штатском, оживленно переговаривавшихся по рациям и мобильным телефонам. Здесь же к шести вечера собралась сотня молодых людей, разделяющих националистические взгляды.


Без пяти шесть – за пять минут до объявленного начала акции – был развернут первый флаг. Вообще в ходе пикета символики было немного: два «имперских» черно-желто-белых триколора, которые уже стали привычными атрибутами акций ижевской коалиции «Русский марш», официальный флаг города Ижевска и три цветастых баннера, из которых один был посвящен конкретно теме убийств сторонников «национальной идеи». «Убийство приезжего – фашизм, убийство русского – бытовуха, - гласил текст, напечатанный на нем. - Наш долг сделать так, чтобы это не повторилось». В этом, по словам организаторов, и заключался смысл мероприятия – поддержать массовые выступления молодежи в Москве, спровоцированные громким убийством болельщика «Спартака» Егора Свиридова. Молодежь, собравшаяся на Центральной площади, была так «заряжена» на активные действия и настолько очевидно сопереживала столичным событиям, что это невозможно было списать только на молодость и установки организаторов акции.


У фонарного столба в пяти шагах от троллейбусной остановки организаторами был устроен импровизированный мемориал. Бывший депутат ижевской Гордумы Василий Крюков раскидал ногами сугроб, после чего его помощники установили в снегу два траурных портрета погибших товарищей. К портретам потянулись участники пикета с гвоздиками и свечами в пластиковых стаканах. Одновременно начались выступления ораторов. Поскольку правила проведения пикетов не позволяют использовать звукоусиливающую аппаратуру, уже через несколько минут тот же Крюков начал выкрикивать прокламации уже с заметной хрипотцой.


Практически сразу у чиновников, назначенных отвечать за безопасность, возникли претензии к порядку ведения акции. Заместитель главы администрации Октябрьского района Ижевска Светлана Косогорова и заместитель главы администрации Ижевска Валерий Кузьмин вдруг решили, что запрет на использование звукоусиления во время пикета должен означать полную тишину, и попытались донести это свое мнение до выступавшего в этот момент Василия Крюкова, прервав его речь. В ответ пикетчики начали скандировать: «Один за всех, и все за одного!» Милиция порыв муниципальных чиновников не поддержала, и им пришлось ретироваться на место.


Участники акции говорили о «толерантных национальностях, заинтересованных в убийствах русских людей», об ущемлении прав российских граждан в пользу национальных меньшинств, об уничтожении ижевских памятников русской культуры и даже о бюджетной политике. В адрес «единороссов» после одного из выступлений дружно скандировалась нецензурная брань, указывающая на мнение участников акции о нетрадиционной сексуальной ориентации членов «партии власти». В общем, развлекались, как могли, и в выражениях не стеснялись. Лозунг: «Россия для русских!» воспринимался как совершенно обыденная речевка на фоне слогана «Опять Кавказ, опять!», издалека звучавшего совсем в иной незензурной форме.


Разрешенная властями акция продолжалась чуть меньше полутора часов, к исходу которых участники пикета здорово замерзли. Финал акции памяти Егора Свиридова тем не менее оказался лишь началом настоящей уличной демонстрации, в ходе которой у всех пикетчиков появилась возможность разогреться. После того как организаторы свернули флаги и ушли, участники мероприятия не пожелали расходиться. Несколько десятков человек двинулись вниз по Центральной площади к монументу Дружбы народов. Движение координировали двое или трое молодых людей, прятавших лица за лыжными масками. Отставших дожидались, останавливая колонну.


Перед спуском на площадку перед круглым фонтаном (между кинотеатром «Россия» и кинотеатром «Ижсталь») демонстранты остановились еще раз. Внезапно в первых рядах загорелось около десятка химических факелов-файеров, площадь заполнил дым, и колонна снова двинулась, разбрасывая вокруг красно-оранжевые искры.


Послышались далёкие от толерантности лозунги: «За это убийство ответят ваши дети!», «Чурки, вон из России!», «Еб..ть Кавказ, еб..ть!», «Россия для русских!» и так далее. Скандируя, участники шествия дошли по эспланаде до улицы Горького, где свернули к собору Александра Невского. Проезжая часть при этом не перекрывалась, лишь на единственном регулируемом перекрестке, встретившемся по пути, на знаки светофора никто не обращал внимания. Проезжавшие мимо автомобилисты неоднократно сигналили, очевидно, в знак одобрения гремевшим речёвкам. Ни один сотрудник милиции на пути колонны не встретился. При этом несколько милицейских «уазиков» проезжало мимо (особенно часто - ближе к ул. Советской), однако выходить из машин простые рядовые-сержанты, видимо, не намеревались.


Колонна дошла до пятачка у магазина «Свиток» в центре Ижевска, наискосок от собора Александра Невского. Здесь на мобильный телефон одного из неформальных лидеров шествия поступило сообщение о задержании Василия Крюкова, организовавшего «легальный» пикет. «Э, слушай все, - обратился он к остальным. - Короче, Васю менты забрали, увезли в Октябрьский РОВД. Пошли в Октябрьский РОВД, кто «за» идти в Октябрьский РОВД?» «За» проголосовали единогласно. Все происходило вблизи трех милицейских автоэкипажей, по-прежнему предпочитавших сидеть внутри. В этот момент на пути националистов неожиданно возник полковник милиции МОБ МВД по УР Олег Опарин: в гражданской одежде, без шапки и без поддержки рядовых коллег (часть из них осталась в УАЗах, часть терлась где-то в стороне) Олег Борисович врубился в толпу и буквально «отшлепал» демонстрантов, что называется, «методом убеждения». «В демонстрацию заигрались? В Октябрьский РОВД хотите? Кто пустил?» - кричал он на молодежь, и, признаться, я поначалу в темноте подумал, что там начало происходить рукоприкладство. Ничего подобного: метод убеждения сработал. Участники шествия как-то «сдулись», часть разошлась, но наиболее стойкие все-таки пошли на выручку своего лидера, но уже без криков и агрессивной жестикуляции. Василия Крюкова, не принимавшего участия в несанкционированном шествии, к слову, отпустили в тот же вечер. На следующий день он сообщил, что ижевские власти и удмуртская милиция имеют к нему претензии относительно «нарушения правил проведения массовой акции». По его словам, кроме него в этот вечер никто из участников уличных выступлений в Ижевске не пострадал и не был задержан.


Националисты потребовали от президента Удмуртии «встать на сторону своего народа»


События на Манежной площади в Москве вызвали усиление активности групп русских националистов в Ижевске. В частности, 14 декабря в Интернете ими был распространен текст открытого письма в адрес президента Удмуртской Республики Александра Волкова с требованием изменить национальную политику в республике в пользу «коренных народов». Копия письма была также направлена в ижевские средства массовой информации. Письмо подписано руководителем ижевского филиала РОНС Василием Крюковым с формулировкой «от имени коалиции Русских общественных организаций и Движений «Русский Марш. Ижевск». Как известно, деятельность праворадикальных организаций в столице Удмуртии носит устойчивый характер, акции под брендом «Русский марш» собирают в последнее время порядка 300-400 участников.


«Господин Президент, - пишут авторы письма, - нас, русский народ, достала ваша власть. И власть Медведева-Путина, и ваша личная, и власть ваших ставленников в Ижевске, и вашей партии, правление которой совершенно нелегитимно, ибо за неё голосовали не более 14% населения на последних выборах». В письме упоминаются недавние события в российской столице: «В Москве также русский народ требовал всего лишь правосудия, безпредел (орфография и синтаксис письма сохранены.– «Д») творимый властями заставил выйти его на Манежную Площадь. Видимо правосудие для русских это непозволительная роскошь. Убийц русских людей отпускают, а если и судят то условно в лучшем случае. При этом подлинно народный протест жестоко разгоняется ОМОНом…»


Националисты обвиняют президента Волкова в провале национальной политики на территории Удмуртии: «Ваша национальная политика строится за счёт наших коренных народов – русского и удмуртского, прежде всего! При этом под вашим покровительством прекрасно чувствуют себя нетрадиционные и некоренные для нашего региона этносы. Потрудитесь объяснить, господин президент, почему русские и удмурты в вашей республике вымирают, их стало меньше на несколько десятков тысяч душ за время вашего 17-летнего правления, немногим лучше обстоят дела у третьего коренного народа татар, но при этом в десятки раз за эти же 17 лет выросла численность таких экзотических в наших краях этносов как азербайджанцы, армяне, узбеки, таджики, другие народы Азии и Кавказа? Почему за 17 лет вашего правления в Удмуртии исчезли десятки русских и удмуртских населённых пунктов, ещё десятки исчезнут вот-вот, а вы продолжаете что-то всё «оптимизировать»?»


В письме националистов содержатся также косвенные нападки на влиятельную в Ижевске «непарламентскую» левопатриотическую оппозицию в лице регионального отделения партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» и Координационного Совета гражданских действий УР, активисты которых в течение 6 лет под социальными лозунгами выступают в республике за отставку президента Волкова: «Вы можете купить оппозицию. Даже претендуя на 30% на выборах и снятая с них, она не будет бузить в судах, а будет дальше играть оппозицию».


Письмо заканчивается списком из 15 требований к президенту Волкову, среди которых значатся такие пункты, как: «прекращение надругательств над русскими погостами», «выполнение предписания Роспотребнадзора по обозначению Троицкого и Успенского кладбищ на Генплане Ижевска»; «ревизия договоров аренды на земельные участки под объекты торговли в Ижевске представителями диаспор Закавказья»; «предоставление в пользование русским общественным организациям, объединённым в коалицию «Русский Марш», помещения в Доме Дружбы Народов»; прекращение практики комплектования органов МВД из лиц «некоренных национальностей».