Мне захотелось проверить, как это происходит, на своём опыте. Решение, с какой сети начать, приняла, почти не раздумывая. Выбор пал на крупнейшую торговую сеть города с давно устоявшейся репутацией – около 19 лет на местном рынке, известная широким ассортиментом и частыми скидками по поводу и без. Кроме того, у этой сети есть собственный сервисный центр. В общем, я со своим коллегой за компанию отправилась в один из крупных магазинов Корпорации «Центр».


«Добрый день! Мы из спорткомплекса. Шеф отправил нас подыскать ЖК-телевизор диагональю от 26 до 32 дюймов, – сочинила я легенду для продавца-консультанта. - Поскольку мы только начинаем раскручиваться, то ограничены в бюджете. Нам бы самый дешевый вариант. Ах да, мы будем подвешивать его на кронштейн».


Продавец начал демонстрировать нам модели, рассказывать о характеристиках, но я хорошо запомнила рассказ своего знакомого. Дело в том, что, когда по каким-либо причинам приобретенная техника выходит из строя в течение гарантийного срока, покупатель вправе, если поломка будет признана заводским дефектом, обменять ее на новую. В этом случае продукция должна отправиться на утилизацию. Но, видимо, так происходит не всегда, и отремонтированную технику возвращают на витрину. При этом продаётся она под видом новой, а для стимулирования спроса часто используют разного рода скидочные акции. Покупатель думает, как ему повезло, а продавец-консультант – как вы удачно «попали» на скидку.


«Вы знаете, дороговато, – сказала я продавцу, решив ускорить эксперимент. - Понимайте, нам лишь на первое время. Сейчас устроит вариант даже с дефектами - лишь бы включался. Есть дешевле?» «Не советовал бы вам брать с дефектами, – устоял против моей провокации продавец-консультант. - В таком случае скидка-то небольшая - всего рублей на двести дешевле». «И то экономия…» - не сдавалась я. «Так, хотя есть у нас один вариант. Вот этот телевизор с небольшим дефектом. У него ножка отломлена, но вам ведь на кронштейн подвешивать, правильно я понял? Тогда это предложение вам подойдет. Сейчас я цену узнаю, подождёте?»


Пока он ходил узнавать новую цену, мы с коллегой выявляли возможные признаки «бэушности» нашего телевизора: на экране нет защитной пленочки, более того, он заляпан отпечатками пальцев, нет фирменных (заводских) ярлычков на панели, отломленная ножка впаяна обратно то ли на клей, то ли еще каким-то образом.


«Мы готовы продать вам данный экземпляр на 1000 рублей дешевле, чем его первоначальная стоимость. Со скидкой он будет стоить 16 тысяч 24 рубля». «Хорошо. Принесите, пожалуйста, гарантию на товар и инструкцию. Коробка от товара, кстати, в наличии?» - решила я проверить ещё и эти улики. «Да, коробка есть, конечно, – начал было продавец-консультант. - А зачем вам инструкция? Я и так вам все характеристики подробнейшим образом расскажу, пожалуйста. Диагональ 32 дюйма, разрешение экрана 1366х768 пикселей, контрастность 10000:1, возможность просматривать видео и прослушивать MP3 через USB, встроенный DVD-проигрыватель…» «А что случилось с ножкой?» - продолжила я свои расспросы. «Это наш продавец неправильно поставил телевизор - не закрепил его, как следует, он и упал», – объяснил молодой человек. «Но телевизор-то новый? Вы уверены?» - задала я ему вопрос в лоб. «Да, конечно». «Тогда все же будьте добры инструкцию и гарантию». «Гарантия на все товары у нас год. На всю технику - год. И на этот телевизор тоже год», – ушёл от ответа продавец-консультант.


«Обман в том, что, по правде-то говоря, техника могла получить дефекты при эксплуатации после первой продажи, а вовсе не на заводе или в процессе её транспортировки, – консультирует меня бывший сотрудник торговой сети. – Продавцы-консультанты же должны убедить людей в том, что продукция - новая, всего лишь пришла с завода без коробки, а потому получила царапины, сколы, повреждения и т.п. Тут всё зависит от фантазии продавца-консультанта.


Хотя без коробки новая техника с завода в принципе поступить не может. Откуда она может взяться без коробки? Только после экспертизы и ремонта в сервисном центре, куда техника могла попасть до истечения гарантийного срока».


Продавец, отказавшись принести инструкцию и гарантийный талон, по сути, лишает вас ценной информации. Можно было бы сразу понять, разворачивалась ли кем-либо эта инструкция – это возможный признак «бэушности», имеются ли отметки в гарантийном талоне о ремонте – явный признак возвращения техники из сервисного центра. Кстати, в ценнике на выбранном нами телевизоре не было никаких пометок о дефекте, что тоже является серьезным нарушением.


Оказывается, о качестве товара в торговых сетях можно судить даже по цифрам в конце цены. Так, например, цена товара с цифрой «0» на конце означает, что товар – новый, в отличном состоянии, ходовой; с цифрой «1» на конце – техника в хорошем состоянии; «2» – с небольшими повреждениями, «3» – с большими повреждениями, а «5» - по сути, вообще хлам. Но (!) интересы продавцов-консультантов и потребителей, как выяснилось, не совпадают и даже могут быть прямо противоположны. И чем больше цифра в конце цены, тем меньше зарабатывает продавец. Если же вам продали товар с цифрой «5» в конце цены – продавший вам этот товар консультант получит 5 процентов от суммы, которую вы заплатили. Предусмотрен и другой стимул - за проданный товар с цифрой «0» в конце цены продавцу-консультанту придётся заплатить своему работодателю штраф за «нечаянную» продажу слишком хорошей техники.


Изрядно порывшись на форумах Марк-Итт, я нашла подтверждение своих изысканий. Так, посетитель форума под ником «Dead-66» написал 11 июля 2010 года:

« … 9 июля 2010 г. мы с женой пришли в магазин на Ворошилова с целью приобрести DVD-проигрыватель … Придя домой, мы обнаружили, что аппарат в потёртостях, а звук при воспроизведении еле слышен, но самое главное - пломбы гарантийные отсутствуют, то есть нам продали бывшую в употреблении вещь!» «ArtSoft» написал 12 июля 2010 года: «… покупал пару лет назад сканер в «1000 мелочей» … вынесли в потертой коробке…


Дома открыл, понял, что б/у. Весь потертый, диск с драйверами на самописной CD-R и криво маркером подписанный...» «Express» пишет 16 июля 2010 года: «В корпорации «Центр» был куплен телевизор в подарок пенсионерке. Проработал 2 месяца, сломался. К сожалению, гарантийный талон был утерян. Сейчас отдали в частный ремонт, заключение - телевизор уже раньше ремонтировался, т.е. продан был б/у». «Akil77» 31 августа 2010 года написал: «… недавно купил телефон, внешне осмотрел, вроде новый.


Дома пригляделся - все пломбы содраны, залезаю в коробку, вуаля! Забыли убрать талон на ремонт от бывшего хозяина».


Один из участников этого форума Алексей Аникин, директор кондитерского дома «Вараксинский», откликнулся на мою просьбу и связался по телефону:


- В апреле-марте этого года друзья вручили мне подарочную карту. Я решил истратить ее на DVD-плеер. Отправился в Корпорацию «Центр», что на Пушкинской. В магазине на тот момент была выставлена единственная модель DVD-плеера. По тогдашним меркам это был самый дорогой плеер: 7-8 тысяч рублей (точно уж не помню). При покупке по внешнему виду я ничего не заподозрил, товар казался без изъянов. Собственно, они презентовали его как новый, а если быть точнее, не разъяснили, что он б/у. Мне его быстро продемонстрировали, упаковали, взяли деньги. Чек, инструкцию, коробку до покупки не показывали. Только по приезде домой я понял, что моим плеером уже кто-то пользовался раньше: на пульте были царапины, в плеере уже было закачано фильмов 15. А когда я подключил DVD к сети, всплыло окно с логином некоего Александра. Претензий никаких я предъявлять не стал, по возврату товара не хлопотал - время дороже. Но неприятный осадок, конечно, остался.


Практическое руководство

Если, придя домой с только что сделанной покупкой, вы обнаружили дефекты или какие-либо признаки того, что товаром уже пользовались, либо по какой-либо причине техника вышла из строя во время  гарантийного срока, правильным будет следующий ход ваших действий:

Напишите заявление в магазин в 2-х экземплярах об отказе от ремонта. Один экземпляр оставьте в магазине (не забудьте снять с него копию для себя), другой отнесите в сервисный центр. Нужно это для того, чтобы ваш товар не начали ремонтировать. Вы имеете право, в случае если диагностика покажет, что дефекты и поломки произошли по вине завода-производителя, не ремонтировать товар, а заменить его на новый.

Далее, отдайте его на диагностику в сервисный центр. Диагностика бесплатная (!) и нужна для того, чтобы выяснить, кто виноват в дефекте-поломке - вы или завод. В случае вашего несогласия с заключением экспертизы по вашему требованию должна быть организована бесплатная независимая  экспертиза (ст. 18 Закона о защите прав потребителей).

Если диагностика выявила, что виноваты вы, то сервисный центр отказывает в обмене товара и предлагает бесплатный ремонт. Если же диагностика выявила, что дефект - вина завода-изготовителя, то сервисным центром выдается заключение о возможности бесплатного обмена товара на аналогичный новый или с доплатой на любой другой. В случае если магазин не может предоставить аналогичную или желаемую покупателем модель, то можно требовать возврат денег.

Кстати, если техника простояла на диагностике больше, чем установленный законом срок, то вам положен автоматический обмен на новый товар, доказывать, чья вина дефекта-поломки, уже не нужно.

Если у вас возникнут спорные ситуации, обращайтесь за помощью в отдел по защите прав потребителей Роспотребнадзора по УР: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, 25а, тел. (3412) 935-205.