Почему же учитель по призванию, администратор от бога, в самом расцвете человеческих и творческих сил уже без малого два года обивает пороги судов, всяческих учреждений и даже общественной приемной «родной» партии «Единая Россия», пытаясь восстановиться после увольнения с должности? Анатолий Яковлевич по учительской специальности – историк. Есть у него такая черта характера – бороться с недостатками, критиковать упущения властей. А если добавить к этому депутатский мандат, который Кобелев подтверждает с 1998 года третий созыв подряд, то картина получается законченной: если ты такой умный, поди-ка докажи это в суде! Не любит нынешнее начальство тех, кто «высовывается» с собственным мнением, а Анатолий Кобелев именно так понимал призвание и миссию народного избранника – беречь народное добро, радеть о простых людях, «приглядывать» за начальством. На этом и не сошлись.


Как рассказывает Анатолий Яковлевич, не пропустить его в Граховский райсовет пытались еще во второй созыв, в 2002 году, а в 2006 году он выиграл, конкурируя по округу с действующим тогда главой района, на которого, понятное дело, работал весь административный ресурс. Вот какой он «народный трибун»! Очень гордится депутат Кобелев и тем, что в 2006-м не без его активного участия «Единая Россия», в ряды которой он, как руководитель бюджетного учреждения, не раздумывая, вступил, получила один из самых высоких результатов в республике - 86 процентов. Анатолий Кобелев считает этот показатель своим личным достижением.


Тогда же, в 2006 году, в районе сменился руководитель – вместо Алексея Белова пришел Владимир Сабуров, перемещённый с должности заместителя в администрации Алнашского района. Кобелев искренне поначалу старался помочь «новичку». Но вопросы начали возникать почти сразу – президент Удмуртии Александр Волков выделил новому главе района 5 миллионов рублей на постройку коттеджа. Депутат Кобелев на сессии возразил, что, мол, можно было бы купить обычную 3-комнатную квартиру, а на сэкономленные средства приобрести жилье молодым специалистам-врачам, которые из-за отсутствия жилья не задерживаются в райцентре. Районная медицина не в состоянии оказывать населению помощь по многим «узким» специальностям.


Но дом для главы возвели очень быстро, да такой, каких в районе ни у кого не было. «У нас ведь нет миллионеров», - поясняет Анатолий Яковлевич.


Другой эпизод для недовольства Кобелевым, по его словам, связан с обсуждением итогов работы – если, считает депутат, за три года работы главы в районе развалилось четыре хозяйства, виноват тот, кто облечен властью. И называет эти «грохнутые» хозяйства – ООО «Колос», ООО «Вылнуд», ИП Халитов, ООО «Рассвет». «Как так можно, - возмущается депутат, - ведь там люди живут!» На его глазах «кончили» и колхоз «Россия», который был когда-то гордостью района, куда входило 12 поселений, в том числе те, что относятся к муниципальному образованию «Лолошур-Возжинское». «Начали разукрупнять и дошли до того, что ничего не осталось». Тогда Анатолий Кобелев возмутился - остановитесь! Соберите остатки! С руководителем нынешнего сельхозпредприятия ООО «Меркурий» Владимиром Григорьевым у бывшего директора школы полное взаимопонимание и поддержка. Григорьева Кобелев уважает за то, что тот поднял хозяйство.


Вообще этот момент очень интересный. Судя по тому, что трижды народ избирал его в районный совет, люди его здесь хорошо знают и верят ему. По словам Анатолия Яковлевича, семнадцать из двадцати пяти районных депутатов и восемь депутатов родного сельсовета – тоже за него, подписывают ходатайства в его защиту, требуют отставки главы района. У Сабурова, говорит попавший в опалу Анатолий Кобелев, нет поддержки ни со стороны населения, ни со стороны депутатов. Вот пример: главу района забаллотировали на местной партконференции «Единой России». Так задним числом заставили «переголосовать», чтобы снять «пятно» с репутации начальника. Или два эпизода с печально известной «оптимизацией». Лолошур-Возжинский детсад располагался в отдельном каменном здании вместе с музеем. Его в целях «оптимизации» переместили в школу, музей - в другое помещение. Опустевшее здание простояло так почти шесть лет. Затем президент Волков, которому это здание вдруг попало на глаза, распорядился разместить там дом престарелых. Для малышей же сейчас мест в детском саду не хватает. В школьном здании располагается ещё и сельская библиотека, теснота, у педагогов нет учительской. Другой пример на ту же тему: в деревне Нижние Юраши в 1990 году специально под детсад и начальную школу построили кирпичное здание. В 2010 году эту школу, по выражению Анатолия Кобелева, «грохнули» - перевели начальную школу в Лолошур-Возжу. Родители возражали, был сельский сход. Но уломали каждого персонально – учеников-то всего семь человек! Но, возражает Анатолий Яковлевич, в своей-то деревне малыш отучился и домой прибежал, в тепло, а в чужой деревне, за 4,5 километра от дома, он целый день сидит в школе, ждет автобус. Детсад же в Юрашах остался, и здание всё равно приходится отапливать целиком! Оценивая такую «оптимизацию», Анатолий Кобелев приводит известный афоризм: «Хотели как лучше, получилось, как всегда», ничего на этом не сэкономили, только разрушили налаженное да надругались над людьми.


С увольнением тоже смех и грех получился, считает неугодный депутат. Анатолию Яковлевичу объявили об этом решении 27 января 2009 года, прямо на родительском собрании. Основания ничтожные, уверен Анатолий Кобелев, высосанные из пальца, – полставки кому-то переплатил да по конфликту родителей с учителем не выдал на руки копию заявления. Мировой судья по таким «основаниям» оштрафовал его на 500 рублей и только-то. Всего, по словам бывшего директора школы, в течение 2009-2010 годов его трижды увольняли и трижды по суду восстанавливали. Наконец (Анатолий Яковлевич показывает копию договора на оказание юридических услуг) пригласили за 50 тысяч рублей адвоката из Ижевска, чтобы тот всё сделал как надо. Деньги на адвоката изыскали в бюджете.


Доказывая абсурдность обвинений, Анатолий Кобелев вспоминает, как в 2008 году провел лицензирование и аккредитацию – только его школа и школа в райцентре получили лицензии сроком на 5 лет, остальные учебные заведения на один, максимум три года, а кому-то и вовсе было отказано в лицензировании. Когда делали так называемый «срез знаний» (тестовую проверку качества преподавания), то лолошурские школьники получили 4,3 балла, тогда как школьники из райцентра в Грахово только 3,4. Один из самых высоких баллов по республике сам бывший директор странным не считает – «мы работаем», говорит Анатолий Яковлевич. Из 21 педагога каждый третий имеет почетные звания или правительственные награды. Здесь, в Лолошур-Возже, работала Ираида Викторовна Александрова, преподаватель удмуртского языка, выигравшая персональный учительский грант в 100 тыс. рублей, её кабинет удмуртского языка занял шестое место по республике, в районе Ираида Александровна была победителем конкурса «Учитель года». С душевной болью вспоминает Кобелев этого человека – женщина недавно умерла, а он, уже находясь в опале, не сумел добиться того, чтобы ей присвоили заслуженное почетное звание.


«Я смотрю со стороны бюджетной сферы. Если в деревне есть больница, школа, магазин, детский сад, деревня будет существовать, – рассуждает Анатолий Кобелев. - Убери что-то одно, всё начнет разваливаться». Поэтому и не может он молча смотреть, когда по чиновничьему произволу деревенская жизнь втискивается в неудобные для неё рамки.


Анатолий Яковлевич носит с собой толстый пакет с бумагами – это его письма и обращения сторонников в защиту справедливости, в том числе и в адрес президента Удмуртии, которому Анатолий Кобелев в 2006 году дал один из самых высоких по республике рейтингов «Единой России». В защиту уволенного директора школы собраны сотни подписей! «Да твои письма президент не читает!» - цинично, но, похоже, со знанием дела заявляет уволенному директору глава района Владимир Сабуров. Действительно, вот и ответ из общественной приемной администрации президента Удмуртии – «ваше письмо направлено для рассмотрения по существу в администрацию Граховского района». Ну-ка, г-н Сабуров, рассмотри жалобу на самого себя! Борьба с иным мнением приобретает характер «войны на уничтожение», но президент и «партия власти» занимают в ней сторону начальства. А всякого рода «возмутители спокойствия» им «социально чужды». «Пусть они всё у меня отберут, - эмоционально восклицает Анатолий Кобелев, - но мою любовь к детям они отнять не смогут!» Сегодня Анатолий Яковлевич продолжает работать в родной школе. На полставки...