До этого ГУ УР «Безопасность дорожного движения» ко всем жалобам транспортников относилось прямо-таки с воинствующим пренебрежением. «Драть» с тяжелых грузовиков плату за лишний вес обещали только чаще и жестче. И даже с ответом на прокурорский протест по этому поводу тянули до последнего.


В поле зрения «Д» тема дорожных поборов впервые появилась еще в начале октября. Как сообщали представители транспортных предприятий Удмуртии, с середины года активность весовщиков на дорогах республики резко возросла. Работники передвижных постов весового контроля (ППВК), взвешивая самосвалы и фуры на оживленных магистралях, требовали от водителей деньги в счет возмещения вреда, нанесенного дорожному полотну перегруженными машинами. Один раз взвеситься на этих весах владельцу транспортного средства обходилось в сумму от 5 до 40 тысяч рублей, что иногда в разы превышало стоимость самого груза и его транспортировки, вместе взятых. Ощущение абсурда еще более усиливалось тем, что эти требования весовщиков выглядели совершенно законными: соответствующие нормы были приняты как на региональном, так и на федеральном уровне.


Несмотря на рост возмущения грузоперевозчиков, с конца лета начавших бомбардировать своими обращениями все доступные инстанции, вплоть до Администрации Президента России, всю осень большинство СМИ Удмуртии предпочитали «не замечать» проблему, так же как и местные официальные лица. О причинах такой ненаблюдательности дает представление случай с сельхозкооперативом «Колос» в Вавожском районе Удмуртии, директор которого Владимир Красильников, пытаясь вызволить задержанные на ППВК грузовики, дошел до председателя Госсовета УР и руководителя республиканских «единороссов» Александра Соловьева. Как сообщил директор Красильников по итогам этой встречи, бескомпромиссная позиция дорожных контролеров на самом деле была продиктована указаниями свыше: мол, президент Удмуртии Александр Волков лично распорядился «драть с них по полной».


«Главному весовщику Удмуртии» Сергею Климову это не могло не придать дополнительного энтузиазма. «Пока постов весового контроля всего семь, но в дальнейшем их число увеличится, - заявил он в середине октября в интервью «Комсомольской правде». - За ними закреплены сотрудники ГУ «БДД» и инспекторы ГИБДД. Поскольку посты передвижные, они могут находиться на любой дороге республики… В случае отказа возместить ущерб на месте автомобиль отправится на штрафстоянку в сопровождении экипажа ДПС. Эта процедура подкрепляется федеральным законом. Отмечу, что автовладельцам, которые еще не сталкивались с этим, придется просто привыкнуть».


Грузоперевозчики привыкали, как могли: кто-то стал возить грузы под покровом ночи, а кто-то, как тот же СПК «Колос», попросту прекратил возить грунт для строительства дорог в районе. Неизбежным казалось скорое повышение расценок на транспортные услуги и массовое разорение малых грузоперевозчиков (только в Ижевске предприятий и ИП этой категории, по приблизительным прикидкам источника «Д», насчитывается порядка тридцати).


Две недели назад корреспондент «Д» познакомился с условиями, в которых работают передвижные посты весового контроля. Сразу скажем, что никаких «условий» нет: «ГАЗель» весовщиков на одной из оживленных республиканских трасс стояла в грязи и снежной каше, где и происходило взвешивание. Несмотря на темное время суток, всё освещение состояло лишь из вспышек оранжевой «мигалки» и ближнего света фар, и от этого площадка вокруг весов еще больше походила на несвежий винегрет. Сами весы представляли собой две небольшие платформы, выставленные параллельно друг другу на обочине. Интересно, что все три самосвала, остановленные незадолго до появления корреспондента «Д», тут же были отпущены без взвешивания, хотя работники ППВК вместе с инспектором в один голос утверждали, что «все законно».


Причина для такого странного поведения была. К этому времени прокуратура Удмуртии уже признала деятельность таких постов противоречащей законодательству. В соответствующем представлении, которое 11 ноября было направлено начальнику весовщиков Сергею Климову, указывалось, что все ПВК должны быть только стационарными, то есть оборудованными по правилам. Реакции ГУ УР «БДД» пришлось ждать более трех недель, - тем временем работники передвижных постов продолжали собирать деньги с грузоперевозчиков.


В четверг, 2 декабря, когда г-н Климов наконец высказался по этому вопросу, от бодрого тона двухмесячной давности не осталось и следа. «Я пока разбираюсь в обстановке, как законопослушный гражданин, представление прокуратуры выполнил, - отчитывался он в эфире ГТРК «Удмуртия». - Всё, что там было написано, я исполнил, сейчас консультируюсь со своими юристами. Пока прекратили работу в связи с представлением». Республиканские СМИ, которые обычно лояльно относятся к деятельности местных чиновников, вдруг тоже словно прорвало. Досталось даже министру транспорта и дорожного хозяйства УР Денису Агашину, ныне вступившему в должность сити-менеджера Ижевска. Правила организации постов весового контроля, которые корреспондент республиканской телекомпании назвал «по сути, нелегальными», подписывал именно он.


Эту передышку грузоперевозчики Удмуртии, пожалуй, заслужили. Известно, что в Ижевске за последнее время состоялось немало встреч руководителей и работников транспортных предприятий, в ходе которых они продемонстрировали готовность объединяться и отстаивать свой общий интерес - в том числе вместе с общественниками и местной прессой. Жаль только, что последние вынуждены жить с постоянной оглядкой на республиканское начальство.