Конечно, к таким методам расследования вряд ли прибегают сыщики Скотланд-Ярда. Наверное, если позвонить жулику и поинтересоваться, не он ли вчера украл на рынке килограмм помидоров, то он вряд ли в этом признается.


Поэтому когда корреспонденты звонили «подозреваемым», на чистосердечные признания никто не рассчитывал. Интересовала больше реакция людей на неожиданный звонок.


Первой целью была строительная фирма «Альянс». В круг подозреваемых она попала по той причине, что на заре своего существования сайты-анонимы в Ижевске боролись исключительно с теми, кто имел конфликты с этой фирмой.


Особенно бескомпромиссную войну анонимный сайт udmurtskiy.narod.ru и анонимная газета «Ижевский репортер» вели против председателя Комитета защиты садоводов Алексея Ильина, успешно препятствовавшего незаконной застройке на территории садоводческих участков.


Оказалось, что у «Альянса» отдельной пресс-службы нет. На вопросы журналистов отвечает руководитель отдела продаж Наталья Рогозина. Она всякую причастность «Альянса» к сайту iznanka.su отрицала. Г-жа Рогозина также заявила, что компания «Альянс» непричастна к созданию газеты «Ижевский репортер» и сайта udmurtskiy.narod.ru. «У нас есть собственный сайт, на котором мы публикуем всю нашу информацию», - заявила Наталья Рогозина.


Второй звонок был адресован в отдел новостей сайта «Сусанин». Этот сайт опубликовал новость о появлении «Изнанки» уже на четвертый день после регистрации домена iznanka.su. Это означает, что тот, кто публиковал новость, либо знал создателей «Изнанки», либо сам имел отношение к этому сайту.


Сейчас за публикацию новостей на сайте «Сусанин» отвечает Ольга Маковская. Она была готова и к моему звонку, и к моим вопросам, так как читала первый материал про «Изнанку». Оказалось, что в 2008 году, когда была опубликована новость о появлении «Изнанки», на ее месте работала Евгения Самоськова (до замужества Антонова). На вопрос, как с ней связаться, Ольга Маковская попросила подождать и отправилась добывать телефон. «Я не могу вас с ней связать», - тоном чиновницы заявила она через пару минут. «У вас нет ее телефона или вы не хотите мне его дать?» - уточнил я. «Я не могу вас с ней связать», - совершенно войдя в образ чиновницы, повторила г-жа Маковская. Такой ответ, безусловно, подогревал желание поговорить с Самоськовой. Однако пока встретиться с ней так и не удалось.


Третий звонок пришёлся на редакцию газеты «Долг». В 2008 и в 2009 годах в этой газете появлялись десятки «черных» статей об оппозиции. В данных статьях удивляло больше даже не содержание, а то, что они публикуются в газете, учредителем которой являются Министерство социальной защиты населения УР, ГУ «Отделение Пенсионного Фонда РФ по УР», Управление федеральной почтовой связи УР, Федерация профсоюзов Удмуртии и многие другие общественные организации. Вероятно, эта газета была выбрана для подобных публикаций, потому что большая часть ее аудитории – пенсионеры. И именно люди пожилого возраста особенно активно участвовали в протестном движении Ижевска в те годы.


Оказалось, что главный редактор газеты Евгений Зайцев очень плохо помнит статьи двухлетней давности. Кто их писал, он не знает. «Наверное, кто-то из внештатников», - предположил он. Я напомнил, что этого человека (чьей фамилией было подписано более десяти статей), звали С. Алексеев. «Как его полное имя?» - спросил я. Евгений Зайцев не помнил. Он даже не вспомнил, псевдоним это или настоящее имя. На вопрос, размещаются ли в газете «Долг» заказные статьи, г-н Зайцев ответил отрицательно. То есть вся «чернуха» против оппозиции в газете «Долг» появлялась по личной инициативе кого-то из журналистов. Через неделю Евгений Зайцев пообещал встретиться с корреспондентами «Д», чтобы попытаться вместе восстановить, кто же всё-таки являлся автором тех злополучных статей.


Расследование продолжается.