В прошлый понедельник, 22 ноября, Удмуртским УФАС России была одобрена реорганизация ОАО «Удмуртторф» путем выделения из него ОАО «Гостиничный комплекс «Чекерил» со 100-процентным участием государства.


Следующим шагом по формированию единого имущественного комплекса ГЛК «Чекерил» должен стать выкуп его спортивной инфраструктуры из частных рук, на что планируется потратить до 365 млн рублей из бюджета Удмуртии.


Выиграют от этого несколько десятков спортсменов и ООО «Хайперфудс холдинг», аффилированное с «Комос Групп» - бизнесом, в котором уже несколько лет работает сын президента Удмуртии. Остальным жителям Удмуртии, очевидно, уготована роль проигравших.


Напомним, покупка ГЛК «Чекерил» (кроме гостиницы и сопутствующего ей имущества) за бюджетный счет у ООО «Хайперфудс холдинг», принадлежащего кипрской компании «Скайтон Инвестментс Лимитед», в октябре была отложена по требованию тех же антимонопольщиков: документация к «открытому аукциону» была составлена таким образом, что участие в нем кого-либо, кроме «Хайперфудс», становилось невозможным. В ближайшее время ожидается повторное размещение госзаказа на ГЛК, и даже если специалисты Правительства УР найдут способ формально обойти требования антимонопольного законодательства, то суть от этого не изменится. Ни министр спорта Игорь Краснов, ни его коллеги не скрывают, что хотят заполучить именно «Чекерил», а он в природе есть только один.


Налогоплательщикам Удмуртии эта достаточно скользкая операция обойдется в сумму до 365 млн рублей.


Журнал «Свое дело», главными спонсорами которого считаются владельцы группы КОМОС, в середине ноября опубликовал статью, целиком посвященную оправданию этой сделки. «На собственнике лежат обязательства по выплате кредитов, привлеченных для строительства, и та минимальная арендная плата, которую он получает (из бюджета Удмуртии через специально созданное автономное учреждение «Чекерил». – Ред.), не покрывает этих расходов, - цитирует издание министра спорта УР Игоря Краснова. – Поэтому собственник обратился в Правительство УР и сообщил, что намерен снять с себя эту нагрузку. Мы понимаем, что, если комплекс будет закрыт, перепрофилирован или у него появится новый собственник, наши спортсмены лишатся тренировочной базы, поэтому и рассматриваем вопрос о его приобретении в государственную собственность».


Можно представить себе эту картину. Частник приходит к руководству Удмуртии, берет его за горло и говорит: мы тут набрали кредитов под проект, а он убыточный. Вы нам дали десятки миллионов налоговых льгот под него, а он все равно убыточный. Дайте еще 300 миллионов – и забирайте его к чертовой матери. Затем руководство Удмуртии берет под козырек, ссорится с Федеральной антимонопольной службой, ищет 365 млн рублей в бюджете, госдолг которого через три года достигнет 90 процентов от суммы годовых доходов, и покупает убыточный комплекс вместе с его задолженностью по кредитам. При этом объясняя, что такова цена, которую республиканские власти готовы заплатить за развитие профессионального спорта.


Допустим, что так, но это объяснение не является единственным из возможных. Известно, что в качестве лица, имеющего реальный контроль над ООО «Хайперфудс холдинг», многократно упоминался в СМИ нынешний гендиректор ООО «Региональный инвестиционный альянс» Андрей Осколков. Его близость к президенту Удмуртии Александру Волкову, в частности, хорошо иллюстрируется тем обстоятельством, что сын президента УР Андрей Волков долгое время ходит в осколковских заместителях (в настоящее время – заместитель руководителя «РИА», до этого – заместитель генерального директора ООО «Управляющая компания «Комос»). А еще раньше, с 2006 по 2008 год, Андрей Волков занимал должность гендиректора ОАО «Удмуртторф» - именно в эти годы президент Удмуртии Александр Волков начал принимать непосредственное участие в судьбе ГЛК «Чекерил», и в тот же период, по информации журнала «Свое дело», «Удмуртторф» построил на «Чекериле» свою гостиницу.


Даже простое перечисление всех этих обстоятельств стирает в представлении последние границы между государственной службой и коммерческой деятельностью. Поэтому на самом деле, вероятнее всего, никто никого за горло не берет: просто у высших должностных лиц Удмуртии и «семейных» бизнес-структур ведется свой счет движению бюджетных средств и активов. Население и контролирующие органы здесь выступают лишь в качестве помехи, досадной, но легкопреодолимой.


Между тем покупка ГЛК «Чекерил» - это не единственная крупная сделка с участием одновременно Удмуртской Республики и лиц, аффилированных с ООО «Комос Групп», подготовленная минувшей осенью. Чуть менее месяца назад, 8 ноября, Правительство УР приняло решение о продаже принадлежавших ему блокирующих пакетов акций четырех крупных сельхозпредприятий Удмуртии: ОАО «Восточный», птицефабрика «Вараксино», «Удмуртская птицефабрика» и «Ижевская птицефабрика». Все они входят в холдинг «Комос Групп», третьей частью капитала которого, в свою очередь, распоряжается ООО «Хайперфудс холдинг». Суммарная стоимость акций, подлежащих продаже, – 367,4 млн рублей. Для осуществления этой операции было использовано право требования выкупа акций, возникшее у правительства Удмуртии в результате неучастия его представителей в собраниях акционеров, на которых принимались решения о реорганизации соответствующих обществ. И никаких тебе открытых торгов.


В официальном сообщении, распространенном пресс-службой администрации президента и правительства Удмуртии после принятия этого решения, говорилось, что средства, вырученные от продажи акций, будут направлены на покрытие бюджетного дефицита. А ведь одновременно в Министерстве по физической культуре, спорту и туризму готовился пакет документов к открытому аукциону по приобретению ГЛК «Чекерил». В итоге – сухой остаток: с одной стороны, правительство Удмуртии теряет контроль над четырьмя крупнейшими сельхозпредприятиями, получая взамен 367,4 млн рублей от структур, связанных с ООО «Хайперфудс», с другой – тут же готовится отдать тому же ООО «Хайперфудс» 365 млн рублей за нерентабельный «Чекерил», обремененный многомиллионной задолженностью.


Кстати, о кредитах. В уже упоминавшейся публикации журнала «Свое дело» указаны уточненные объемы инвестиций нынешних собственников ГЛК «Чекерил» в строительство комплекса. Сообщается, что в конце 2007 года озвучивалась цифра 780,1 млн рублей, однако «были ли планы инвестора реализованы в полном объеме или фактически была вложена только часть этой суммы… равно как и то, вкладывались ли в проект, помимо кредитных, собственные средства», неизвестно.


В любом случае указанная сумма дает хотя бы грубое представление о размере проблемы, свалившейся на нашу голову.


Если эта сделка все же состоится, то в ближайшие годы жителям Удмуртии, учитывая склонность республиканских властей к дорогостоящим «парадным проектам» и пресловутую «привычку осваивать», вероятно, предстоит увидеть еще немало. «В настоящее время уже разработана концепция, в соответствии с которой в пригороде Ижевска появятся теннисные корты, велотрековые дорожки, пруд с пляжной зоной, стрельбище и прочее, - сообщало, в частности, ИА «Udm-Info». - На «Чекерил» в будущем будет перенесен и ижевский ипподром. Затраты по созданию республиканского культурно-спортивного комплекса лягут на республиканский бюджет, но в Министерстве строительства пока не уточняют сумму инвестиций».


На момент сдачи этого номера «Д» на официальном сайте удмуртского госзаказа сведения о готовящемся аукционе по приобретению ГЛК «Чекерил» в казну пока не были обнародованы. Может быть, у президента Удмуртии возникли сомнения насчёт того, не сверить ли свои действия с определением о коррупции? Вряд ли. Сколько таких сделок прошло в Удмуртии за последние годы. И ничего…




По понятиям


коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;


б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.


ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ





ВОЛКОВ, ЛЫЖИ, ЧЕКИРИЛ...

О горнолыжных комплексах, президентском домике и «частно-государственном партнерстве»

До 365 млн рублей готовы потратить запутавшиеся в долгах власти Удмуртии на приобретение комплекса «Чекерил» у ООО «Хайперфудс холдинг», принадлежащего оффшорной компании «Скайтон Инвестментс Лимитед», зарегистрированной на острове Кипр. Именно такая сумма контракта (горнолыжный комплекс в Завьяловском районе УР, 1 штука) указана в документации к отрытому аукциону, который в середине октября был отменен в связи с претензиями со стороны антимонопольной службы. Однако цена вопроса и статус лиц, заинтересованных в этой сделке, оказались настолько высоки, что все претензии УФАС спешно идут соседним лесом: спустя месяц после срыва первого аукциона руководство Удмуртии решило предпринять вторую попытку.