Наконец в заполненный наполовину зал Национального театра резво вбежала «кавалькада» во главе с двумя министрами культуры – Александром Авдеевым и Дмитрием Ивановым. Министр культуры Удмуртии скороговоркой извинился за опоздание, и встреча началась с получасового выступления Александра Авдеева. Федеральный министр говорил то ли устало, то ли будучи не очень готов – мысль, что называется, блуждала по древу. «Если заботливый руководитель, министр культуры, мэр, тогда всё более-менее в порядке. Если нет, то остается только телевизор, а он не является адекватным окном в культуру», – сетовал министр.


«Государство на 2011 год на федеральном уровне запланировало 82-84 миллиарда рублей. Это примерно 2 миллиарда евро. Много это или мало? С одной стороны, много, потому что раньше столько не давали. С другой стороны, 2 миллиарда евро – это бюджет культуры Австрии», – размышлял министр Авдеев, предыдущим местом работы которого была должность посла России во Франции.


«Не по карману стали многие проекты, – констатировал министр. - Неважное состояние недвижимости. 40 процентов зданий учреждений культуры требуют ремонта, 12 процентов - аварийного ремонта. Средств не хватает». Александр Авдеев отметил переделку ДК «Ижмаш» под театр русской драмы как региональный проект. Похвалил республиканского министра культуры Дмитрия Иванова за то, что в Ижевске живо цирковое искусство. Сообщил, что часто бывает у Путина и Медведева. И закончил «слезой»: «Нас совершенно несправедливо подкосил кризис»…


Когда министр завершил своё выступление, на вопросы и ответы оставалось меньше часа. В семь вечера в театре должен был начаться спектакль. Вопросы, похоже, были заранее согласованы, потому что задавались в какой-то чуть ли не лакейской манере.


Руководителя филармонии интересовало, будет ли издан нормативный документ по концертной деятельности? Ответ: да, над этим работает целый департамент. Инна Галушко из театра оперы и балета благодарила министра Авдеева за замечательный документ - проект Концепции развития театральной деятельности. Г-жу Галушко интересовало, как скоро концепция будет утверждена? И будет ли поддержка гастрольной деятельности? Министр Авдеев заверил: «Президент дал команду каждому федеральному округу и регионам выделять деньги на гранты для театров. Откуда вы возьмете, я не знаю». Представитель Гайдаровской библиотеки печалилась о падении престижа чтения.


Авдеев ничего не обещал. Дежурный на таких мероприятиях литературовед Зоя Богомолова спросила о судьбе закона о творческих союзах. Авдеев сообщил, что его «завернул» президент, так как туда заложили все советские льготы. И Зоя Богомолова традиционно подарила министрам по своей книге. Создалось впечатление, что она для этого сюда и приходила.


Сотрудница аппарата Министерства культуры УР горячо благодарила федерального министра за проведение сентябрьской конференции по школам искусств. Просила добиваться поправок в отношении защищенности педагогов. Авдеев обещал добиваться.


Режиссер муниципального театра «Молодой человек» Евгений Столов сказал, что «мы не ропщем, что нас финансируют только на зарплату», и процитировал самого Авдеева: «Мы обратились к президенту с просьбой ввести в систему критериев оценки работы региональных руководителей их отношение к культуре, конкретно к театральной области». На это министр Авдеев под рукоплескания зала сообщил: «По итогам совещания президент подписал, не помню точно, постановление или распоряжение о том, что отныне одним из главных критериев оценки работы региональных руководителей будет культура. Оно подписано и разослано».


Самому Евгению Столову Авдеев посоветовал направлять заявки на президентские гранты, условия их получения размещены на сайте министерства. Это 100 грантов по 500 тысяч рублей на культурные проекты. «От вас заявок почему-то нет. И нет кандидатур на премии правительства России – 25 премий по 1 миллиону по разным жанрам творчества».


Руководитель отдела культуры Камбарского района спросил, не поможет ли министр избавить клубы старой постройки от жестких требований пожнадзора? Авдеев переадресовал вопрос: «Со мной рядом министр культуры УР. Пусть слушает и исправляет». Руководителя Можгинского отдела культуры интересовало, что делается для поддержки культуры на селе? Александр Авдеев ответил: «Мы передаем огромные средства в Минрегион и Минсельхоз на программу «Культура села» - на оборудование клубов. По нашему статусу мы можем финансировать только проектную документацию для сельских клубов».


О чем спросил министра представитель Союза художников, я не расслышала, он не воспользовался микрофоном. «Мы провели тотальную проверку музеев, такой не было за всю историю, – ответил ему Авдеев. - Низкий процент того, что недостаёт. В 30-е годы дарили, в 90-е воровали, но оказалось, что в основном коллекции сохранились. Это более 80 млн экспонатов. Музеи нуждаются в пристальном внимании. Это центральный инструмент воспитания художественного вкуса, и вторая функция – сохранение национального достояния. Есть проблема в каталогизации. Описать надо одинаково, с голографической фотографией, состыковать программы разных музеев. Другая проблема – нет хороших запасников, с современной техникой, искусственным климатом. Живопись стоит рядами, о климатической установке речи нет. О памятниках культуры отдельный разговор. Здесь не будем говорить…» «А почему?» - не выдержала я.


«Я сказал - не говорили. Давайте поговорим», – исправился министр и продолжил музейную тему – о проблеме передачи церкви культовых зданий, где сейчас расположены музеи».


Тем временем наш министр культуры Дмитрий Иванов начал выразительно и укоризненно на меня поглядывать, слегка покачивая головой и явно давая понять, чтобы я отошла от микрофона. «Коллеги! Через 15 минут здесь начнется спектакль!» – заторопился министр перед вопросом музейщиков: будет ли целевая федеральная программа по сохранению музейных фондов? Ответ Авдеева: «В зависимости от источника финансирования есть музеи федеральные, есть региональные. Чей музей – тот и обеспечивает сохранность». Наконец я снова улучила момент.


- Ижевску отметили 250 лет. У нас не так много памятников. Как защитить исторические здания от сноса, когда вандалами являются сами руководители?


- А вы кем работаете? – ответил вопросом на вопрос министр-дипломат.


- Я журналист.


- Тогда я вам тоже вопрос хочу задать как министр культуры, потому что Министерство культуры и Росохранкультуры одно не защитит. Как защищают журналисты? По-разному. Есть проплаченные заметки, где пишут, что «ничего страшного».


- Мы как раз пишем о том, что «страшно».


- Да, я с вами согласен. Есть уничтожение вандалами. Земля дорогая в центре города, можно снести памятник, выстроить дом, заработать прилично…


- Проложить дорогу! – намекнула я на снесенное совсем рядом здание заводоуправления.


- Вы меня подсекаете! Журналист должен уметь слушать! У нас есть очень авторитетная служба Росохранкультуры, есть прокурорский надзор. Но этот механизм не срабатывает, от него отмахиваются на местах. Я сам буду писать представления губернаторам и прокурору. В год гибнет 200-250 памятников. Не только от вандалов - от наводнений, например. Всего в Российской федерации 90 тысяч памятников, находящихся под охраной государства. Главное в защите памятников – действия региональных властей, губернатора, правительства, мэров и общественности, в первую очередь журналистов. Вы мне задали красивый вопрос. А я вам возвращаю красивую обязанность – в том числе вашу – защищать памятники.


Поняв, что большего от министра ждать нечего, я поблагодарила Авдеева и отошла от микрофона. Тут все заторопились к выходу – в зал пора было запускать зрителей. В ожидании очереди в гардероб я выслушала укоризненное замечание от главного редактора «Удмуртской правды» Светланы Сентяковой: что ж, мол, ты со своими памятниками, надо было про СМИ спросить. Но я никогда в государственных СМИ не работала, поэтому вопросов к министру не имела. Здесь же, в кулуарах, услышала, что радоваться переезду драмтеатра в здание ДК «Ижмаш» нет повода – ради этой реконструкции уничтожен лучший и единственный в своем роде концертный зал республики. И уничтожен якобы ради тёщи министра культуры Иванова - Стеллы Кудрявцевой, директора драмтеатра. Узнала, что ансамбль «Танок» остался без помещения (артисты квартировали в здании ДК «Ижмаш») и два месяца сидит без зарплаты – вот ведь о чем надо было спрашивать министров!


Вообще поразительно, что всего за две недели до визита федерального министра культуры в Ижевск работники культуры вместе с врачами и педагогами митинговали на Центральной площади – требовали индексации зарплат, говорили об унизительно маленьких окладах. Здесь же этих тем вообще не касались. Хотя почему бы «главному по культуре» просто не пожаловаться, даже если это и не его «епархия». Одна беда у региональной культуры – отсутствие ряда нормативных актов на федеральном уровне.


Впрочем, из телесюжета в новостях на ГТРК «Удмуртия» удалось узнать, о чём ещё просили министра. «В Ижевском зоопарке у вольера с обезьянами министра попросили о финансовой поддержке, чтобы достроить объект – вторую очередь», – сообщил журналист. Однако тут выяснилось, что в России, в отличие от Удмуртии, зоопарки, оказывается, неподведомственны Министерству культуры. «Ну, если вы только научите обезьян петь и танцевать», – предложил Александр Авдеев властям республики выход из ситуации.