Напомним коротко, о чем идет речь. Федеральным законодательством предусмотрено право собственника автомобильной дороги на возмещение вреда, который наносит дорожному покрытию проходящий транспорт: понятно, что на магистралях, где движение особенно интенсивно, расходы на ремонт асфальтового полотна резко возрастают. Ответственность за выбоины, трещины и колеи, появляющиеся под колесами большегрузных автомобилей, возложена на владельцев транспортных средств, а конкретный получатель их платежей в счет «возмещения ущерба» зависит от категории трассы. Сборы с автодорог федерального значения идут в российский бюджет, с региональных дорог, соответственно, в бюджеты субъектов федерации. Для контроля за массой проходящих грузовиков, от которой зависит размер возмещения вреда, при профильных министерствах создаются службы весового контроля.


Схема эта в Удмуртии до 2010 года работала ни шатко ни валко, пока министром транспорта и дорожного хозяйства УР не был назначен Денис Агашин. Уже в середине года здесь произошел маленький переворот: ГУ «Управтодор», занимавшееся сбором средств за «лишний вес», по крайней мере, до июня включительно, лишилось этой прерогативы. Посты весового контроля на территории республики были переданы в ведение вновь созданного ГУ УР «Безопасность дорожного движения», а возглавил его бывший коллега Дениса Агашина по холдингу «Удмуртская хлебная компания» Сергей Климов.


По неподтвержденной информации, которой на условиях конфиденциальности поделились руководители ряда транспортных предприятий Удмуртии, постам весового контроля (ПВК) на наиболее оживленных трассах (Ижевск-Воткинск, Ижевск-Сарапул, Ижевск-Глазов) был назначен план по объему денежных поступлений в казну. Как утверждает один из грузоперевочиков, в частности, на сарапульском направлении сотрудники ПВК для благоприятного отчета перед своим начальством должны собирать с проезжающих мимо водителей не менее 25 тыс. рублей в сутки. В результате к 12 октября текущего года министр Агашин получил возможность заявить о 5,5 млн «дорожной пошлины», зачисленной в доход бюджета. В официальной печати это упоминалось как один из показателей успешной работы его министерства.


При этом ничего не было сказано о том, какие негативные последствия эта деятельность имела для республиканской экономики. Транспортные предприятия Удмуртии, натурально, взвыли от себестоимости грузоперевозок, в отдельных случаях возросшей в несколько раз. Особенно тяжело министерская активность сказалась на транспортировке «плотных» строительных грузов – песка, гравия, щебня и т.п. Объемы большие, платят немного, а везти порой приходится далеко (сумма «возмещения ущерба», которую требуют на ПВК, зависит в том числе и от протяженности маршрута ТС). Отдельной статьей претензий грузоперевозчиков стала сама процедура сбора дорожных денег: по их словам, сотрудники ГИБДД Удмуртии, дежурящие вместе с гражданскими весовиками, в случае отказа от уплаты угрожают штрафстоянкой. Все это хозяйство транспортники заочно считают «вымогательством», но пока затрудняются что-либо предъявить в законном порядке.


Некоторые грузоперевозчики все-таки нашли выход из ситуации – элементарный, но, что называется, через задницу. Если днем возить песок на стройки Удмуртии можно только себе в убыток, то мы поедем ночью, решили они, - и поехали. «Посты весовиков стоят по вечерам часов до шести-семи, не позже, потом сворачиваются и уезжают, - сообщил один из собеседников корреспондента «Д». – Вы бы видели эту картину: как солнце зайдет, часа через три идет колонна 25-тонных грузовиков через какой-нибудь Сарапул – местные жители в восторге, конечно. А что делать?» «Радуются» не только жители населенных пунктов, расположенных на оживленных маршрутах, но и водители транспортных предприятий: по словам того же грузоперевозчика, если по светлому времени один грузовик легко делает три рейса в сутки, то уговорить водителя даже на две «ходки» в темноте – за счастье. Крупных ночных аварий, к счастью, до сих пор удавалось избежать.


Каждый грузоперевозчик готов добавить к общей картине бедствия свою «порцию арифметики». Вот что насчитал один из них, в том числе обеспечивающий нужды дорожного строительства в Ижевске и поселениях соседних районов.


Для строительства «с нуля» 100 метров асфальтированной дороги шириной 4 метра (это не тянет даже на двухполоску, так – «внутридворовой проезд»), условно говоря, требуется отсыпка песчаной подушки высотой 20 сантиметров.


Общий объем работы с песком на этом участке, таким образом, - 80 кубометров, что по массе составит примерно 112 тонн, или четыре самосвала по 28 тонн каждый. Если в счет возмещения вреда за каждый из них уплатить на ПВК по 7 тысяч рублей (а бывает и 11, и 15, и 30 тысяч – все зависит от расстояния между стройкой и песчаным карьером), то удорожание строительства дороги составит 70 рублей на квадратный метр. Готовы ли дорожные строители увеличить свои издержки на эту сумму – хороший вопрос. Пока что убытки терпит грузоперевозчик, но подстраиваться к новым условиям, если не изменится позиция дорожных контролеров, все равно придется.


Поскольку ужесточение весового режима на дорогах Удмуртии произошло всего несколько месяцев назад, руководители транспортных предприятий еще не успели потерять веру в здравый смысл государства. В августе в адрес президента России Дмитрия Медведева ушло два обращения, которые были поддержаны сразу несколькими малыми грузоперевозчиками республики. Пару недель назад, как утверждают перевозчики, пришел обнадеживающий ответ, который сами они истолковали в том смысле, что теперь руководству ГУ УР «БДД» вкупе с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии якобы грозит комплексная проверка деятельности по организации весового контроля. Правда, в управлении развития и эксплуатации автомобильных дорог Миндортранса УР, по словам его сотрудников, вплоть до конца прошлой недели об этом ничего не слышали. Зато к урегулированию конфликта вокруг ПВК подключилась прокуратура Удмуртии, причем сразу с довольно неблагоприятным для ГУ «БДД» выступлением.


В деятельности постов весового контроля первый заместитель прокурора УР Василий Пономарев усмотрел нарушение пункта 1 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1079 «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств…», на которое еще в начале октября «Д» указывал в самой первой публикации на эту тему. В соответствии с этим постановлением, которое до сих пор никто не отменял, посты весового контроля могут быть только стационарными – при этом все известные ПВК в Удмуртии, напротив, передвижные. Кроме того, Василий Пономарев предложил руководству ГУ УР «БДД» прекратить деятельность по выдаче разрешений на провоз тяжеловесных грузов, так как в соответствии с законодательством эта функция должна осуществляться Министерством транспорта непосредственно. Соответствующее прокурорское представление было направлено начальнику ГУ УР «БДД» Сергею Климову 11 ноября.


В самом учреждении дорожных контролеров эту информацию прокомментировать отказались. Сергей Климов, по словам его сотрудников, практически всю эту неделю проведет в командировке, связанной с участием в конференции по безопасности дорожного движения. В телефонном разговоре дама, представившаяся «юристом Сибгатуллиной», заявила, что никто, кроме руководителя, никаких комментариев газетам не дает. «Мы не требуем денег, - добавила она после реплики корреспондента «Д» о сути претензий транспортников. – Мы требуем, чтобы соблюдалось законодательство».


По словам представителя одного из транспортных предприятий, согласившегося рассказать о ситуации, на прошлой неделе в поведении сотрудников ПВК отмечались забавные странности. В частности, водителей, имеющих на руках копию представления Прокуратуры УР, могли пропустить и без взвешивания, а «ГАЗельку», на которой базируется импровизированный ПВК, неоднократно замечали спрятанной в кустах. «Соблюдать законодательство» там по-прежнему требуют, но, видимо, чего-то стесняются.



Мнение


«Удмуртские грузовики, развозящие грузы для удмуртских предприятий по удмуртским дорогам, становятся дороже… Бастовать и перекрывать дороги – первое, что придёт на ум владельцу транспортного средства, – это же бред, пардон. Бастовать и перекрывать дороги должны: детские сады, больницы, школы, магазины, строительные фирмы, мелкие фабрики и заводики, колхозы и фермеры. Автомобильный транспорт должен тупо поднять расценки на величину насчитанной «компенсации ущерба». А потом стоять в стороне и наблюдать, как республиканскую власть будут рвать на части республиканские же бюджетники, республиканские оптовики, строители, сельхозпроизводители.


И прокуратура... Идиотизм власти не должен провоцировать идиотизм автоперевозчиков! И пусть мэр муниципального образования объясняет, почему после «компенсации ущерба» хлеб в магазине стал дороже на 50 копеек, а детский сад не может заказать вывезти мусор - на мусоровоз денег, выделенных бюджетом, не хватает. Тезис-то, на самом деле, один: сборы с грузовых автомобилей по факту гробят экономику».

Valeri (Валерий Войтко, руководитель межрегионального профсоюза «Дальнобойщик», г. Москва)  Источник: http://www.dalnoboi.ru/ phpBB2/viewtopic.php?t=12112