«Пуп земли»


Чтобы добраться до центра села, шагать от шоссе пришлось минут 15-20. На улице ноябрь, на дороге слякоть, пронизывающий ветер, тротуара для пешеходов, разумеется, нет, а по праздничному делу множество легковых машин то и дело обгоняют, норовя обрызгать грязью. Улицы в самом селе не знакомы с асфальтом. А вечером оказалось, что нет и фонарей. Опоры с проводами стоят, но светильников на них нет. В пять часов вечера тьма такая, что не видно протянутой руки.


У села какая-то особая точка координат. Нынче оно административно относится к Малопургинскому району. До революции было приписано к Сарапульскому уезду, было в нём центром волости. Рядом проходит граница с пригородным Завьяловским районом. От Малой Пурги, Ижевска и Сарапула в разные стороны его отделяют одинаковые промежутки в 30 с небольшим километров.


«Бурангурт или Бураново находится от города Ижевска в 30 верстах, от реки Иж в 10 верстах, от судоходной реки Кама в 30 верстах, - писал в начале века про село Бураново местный священник, законоучитель Бурановского земского училища Григорий Егорович Верещагин. – В селе есть больница, телефона нет. Почта ходит два раза в неделю. Пути сообщения удобны во всякие времена, кроме весны, когда река Позимь разливается особенно широко. Так как в городе Ижевске базары бывают почти каждый день, особенно по четвергам и субботам, то ездят туда бурановцы за хлебом, сеном, дровами и другими продуктами. Ездят летом на телегах, а зимой на санях».


Григорий Верещагин – настоящий бурановский «бренд». Первый известный в российских столицах писатель и ученый-этнограф из удмуртов жил здесь с 1900 по 1924 год. Участвовал в прогремевшем на всю страну Мултанском деле в качестве эксперта, вызванного судом по инициативе Владимира Короленко. Был священником здешней Свято-Троицкой церкви (снесена в 1930 году) и учителем в земской школе (тоже не сохранилась, но уже в наши времена – по словам сельчан, разобрана начальством на гаражи). В селе есть улица Верещагина. Его имя присвоено и средней школе.


Может, инерция просветительской деятельности Верещагина способствовала тому, что Бураново даёт такую густую культурную «поросль» - здесь родилась и сюда вернулась Зоя Лебедева, здесь купил дом другой известный ижевский художник-«валенщик» Александр Пилин. Этот дом – особый. Памятник старины, бывший дом волостного старшины. В нем два этажа. В нижнем до революции помещалось питейное заведение. А сейчас новый владелец по договору с местной администрацией верхний этаж должен оборудовать как галерею, которая станет одним из объектов притяжения этнотуризма.


О «Бурановских бабушках» я скажу особо.


Сейчас в Бураново проживает семьсот с небольшим человек. Двести с чем-то дворов. Экономика – остатки прежде гремевшего на всю республику орденоносного племсовхоза «10 лет УАССР». По словам моих бурановских собеседников, в годы перестройки его развалили, сейчас готовят к акционированию (это подтвердилось на недавнем заседании президиума Правительства УР). Значит, жди перехода в частные руки. Большой скотный двор с черно-белыми бычками – единственное место, освещенное вечером прожектором, по дороге, ведущей к шоссе.


Своя больница, клуб, новое красивое здание средней школы. Но в ней всего 100 учеников вместе с теми, кого привозят из соседней Пуро-Можги. «Малокомплектная». Клуб тоже кандидат на «оптимизацию», задержка лишь в том, что, как говорит его заведующая Ольга Туктарева, по существующему положению, не сокращают штаты тех культучреждений, где есть образцовые коллективы. Здесь такое звание носит детский театральный коллектив.


Бураново сейчас довольно активно газифицируют, хотя газ подведен давно. Но только треть деревни пользовалась этим благом цивилизации. Остальным пришлось ждать семь лет. Почему? «Не за того проголосовали, - смеются бабушки, - мало «Единая Россия» у нас набрала. Придется подождать, нам сказали. А потом еще говорили, мол, мало молока доите, не пять тысяч». Видимо, сейчас эти причины отпали сами собой.


День наивного искусства


Зоя Лебедева работает на полставки в местном клубе. И день 4 ноября она объявила Днём наивного искусства. На клубной сцене были расставлены десятка два живописных полотен самодеятельной художницы из деревни Капустино Антонины Николаевны Наумовой (сейчас она живет в Норье). Автор картин – доярка, возраст за пятьдесят, но при этом известна своим самобытным творчеством не только в районе, не раз выставлялась в Ижевске и других городах.


Вторым участником Дня наивного искусства была мать Зои Лебедевой – Анастасия Яковлевна Туктарева (Байсарова). Работы Анастасии Яковлевны представлены в одной из комнат её и Зои родного дома – целая галерея картин небольшого формата, написанных гуашью. Сюжеты жанровых картин (в лесу, на сельхозработах и др.) взяты автором непосредственно из её большой жизни. Сорок с лишним лет она преподавала биологию в Бурановской школе, а также вела такой неизвестный в городе предмет, как сельхозтруд, заведовала приусадебным хозяйством школы. Со школьной бригадой трижды приглашалась на ВДНХ как организатор лучшей школьной производственной бригады.


Рассказ Анастасии Яковлевны о начале её жизни мне хочется привести отдельно.


Родительский дом


Дом бывшей учительницы впечатляет своими размерами. Большой, двухэтажный, со множеством просторных комнат, с хозяйственными постройками. По «возрасту» он как раз ровесник хозяйки – 85 лет. Яков Фролович Байсаров, Настин отец, вернулся с Первой (империалистической) войны с четырьмя Георгиевскими крестами. В 1924 году на пару с братом поставил в деревне Егорово (3 км от Бураново) этот дом. К тому времени у него самого было уже пятеро детей. А в 1929 году начали организовывать колхоз, Яков в него не пошел, и его в 1930 году «раскулачили». По словам Анастасии Яковлевны, хозяйство было крепкое, но стояло только собственными силами большой семьи. Из дома их выселили, разрешив взять с собой только то, что на себе. Переселяли дважды – в дома солдаток, где по углам гуляет ветер. За полтора года мытарств от голода и болезней умерли все четыре брата Насти, хоронили одного за другим.


Её старшую сестру (она родилась еще до той войны) до раскулачивания успели выдать замуж, поэтому она уцелела. Так Настя осталась единственным ребенком в семье.


Когда вышла статья Сталина «Головокружение от успехов» о «перегибах» на местах с темпами коллективизации, о ней узнал в деревне один Яков – мужик был грамотный, единственный, кто выписывал в Егорово газету «Известия». Он с этой статьей пошел воевать за правду. И дом ему вернули, признав, что тот не был «эксплуататором», батраков Байсаровы не нанимали. А в колхоз он всё-таки записался. От греха подальше.


В 1957 году дом «переехал» из Егорово в Бураново. C тех пор стоит на улице Школьной, наискосок от школы, в которой Анастасия Яковлевна проработала всю жизнь. А «по левую руку» от дома расположен клуб, в котором сейчас работает дочь Анастасии Яковлевны Зоя.


Незадолго до своей смерти Яков велел дочери выкопать из-под порога куалы (летней кухни) сверток со своими солдатскими наградами. «Урок» социального равенства на всю жизнь научил солдата прятать своё достоинство. Помнит Настя и то, как её первая учительница жаловалась на неё отцу, что та уж очень застенчива. А её дразнили в школе «кулак-ныл» (кулацкая дочь)! Она молчала в ответ.


«Бурановские бабушки»


Деревня по случаю праздника была тем утром совсем пустынная. Но в клубе я услышала пение. Зашла. Шла репетиция знаменитых «Бурановских бабушек», фольклорного ансамбля, прогремевшего с особой силой после их выступления на отборочном туре «Евровидения» в Москве в марте этого года.


Вот что говорит о них завклубом Ольга Туктарева (она же вместе с ними поет): «Обычные бабушки, любят попеть. Просто у нас в Бураново есть свой автор - Елизавета Филипповна Зарбатова, которая много песен написала сама. Их мы поем. Но не только. Много удмуртских народных. Павел Поздеев Н.Г.) подал идею перевести и исполнить на удмуртском языке песни рок-музыкантов. Так мы стали петь песни Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова, из репертуара ансамбля «Битлз». Они в исполнении бабушек звучат как народные. Им самим нравится их исполнять. А песню Гребенщикова «Под небом голубым» они считают молитвой». (сотрудник Миннаца. – Н.Г.) подал идею перевести и исполнить на удмуртском языке песни рок-музыкантов. Так мы стали петь песни Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова, из репертуара ансамбля «Битлз». Они в исполнении бабушек звучат как народные. Им самим нравится их исполнять. А песню Гребенщикова «Под небом голубым» они считают молитвой».


На мой вопрос, давно ли существует ансамбль, Ольга ответила, что ансамбль существовал в деревне всегда. Всегда здесь народ пел. Она по своему детству помнит, как пели доярки, ехавшие в кузове грузовика на летние пастбища.


Фольклорным ансамблем стали называть здешних певиц лет 20-25 назад. Его ядро – оно более или менее постоянное, это человек 5-6, которые теперь оказались на пике славы.


Ольга Туктарева отметила, что и сейчас во многих деревнях Малопургинского района есть свои такие же песенные коллективы, более или менее известные. Но поют в основном пожилые, песенная культура утрачивается. Хотя, с другой стороны, отмечает она же, дети и молодежь тяготеют к таким ансамблям. С удовольствием ездят с ними, начинают петь.


В то утро, 4 ноября, я не сразу узнала песню, которую репетировали бабушки, – «Прорвёмся, опера!». Оказывается, шла репетиция ко Дню милиции! «Бурановских бабушек» опять везли на праздничный концерт 10 ноября в Москву.


У Зои Лебедевой неоднозначное отношение к славе «Бурановских бабушек». Она считает, что старушек «втёмную» используют ловкие дельцы от шоу-бизнеса. Для деревни это, по её мнению, несет раздор и зависть. Даже намерение «бабушек» начать кампанию по восстановлению каменной Свято-Троицкой церкви, считает художница, пока на самом деле раскалывает уже существующую православную общину в Бураново.


«Перепись» Зои Лебедевой


Сама Зоя с какой-то романтической страстью относится к своей деревне. В 2003 году она придумала и провела «фотоперепись» «Село Бураново и его обитатели». В чем-то «по следам» Григория Верещагина, который в 90-х годах позапрошлого века тоже участвовал в переписи, правда, не в этих местах. Более двухсот фотографий (фотограф Надежда Прокопенко), на которых запечатлены 580 бурановцев, отпечатаны монохромно в коричневом цвете (под старину), сегодня собраны в толстом альбоме. Люди снимались семьями. «Многих уже нет», - констатирует Зоя сейчас.


На премию, полученную за тот проект, Зоя купила видеокамеру и сейчас ходит по дворам с просьбой к односельчанам спеть «заветную песню». Дело идет туго. Деревенскому жителю очень трудно бывает «раскрыться» перед другим человеком, да еще под видеозапись. Но первые десять часов записи уже существуют. Это треть от наличного населения. Зоя не останавливается перед трудностями.


Зачем ей это? Ведь ясно, что не песни, с трудом вспоминаемые соседями, нужны ей. Сама художница декларирует цель художественной акции так: наладить диалог между людьми, чтобы не жили каждый в собственной «скорлупе».


Ей позарез нужно восстановить, воссоздать, может, и не существовавшую никогда «общинность», «соборность» духовной жизни родной деревни. Она берет камеру и идет в следующий дом.



Село Бураново находится на 56°35′23″ северной широты и 53°19′39″ восточной долготы. Входит в состав Бурановского сельского поселения (муниципальное образование). Площадь Бурановского МО составляет 157,7 км² - это второе по размерам территории МО района. В составе Бурановского МО пять населенных пунктов:


- поселок Яган-Докъя - административный центр,

- село Бураново,

- деревня Пуро-Можга,

- деревня Чутожмон,

- деревня Ильинское.


По территории сельского поселения проходит автомобильная дорога регионального значения «Ижевск-Сарапул», а также автодорога «Ижевск-Киясово». Природные условия территории благоприятны для ведения сельского хозяйства. Из предприятий здесь находится совхоз им. 10-летия УАССР, МУП ЖКХ и др. Из объектов социальной инфраструктуры - Бурановская участковая больница, 2 амбулатории и один медпункт, 2 средние и одна начальная общеобразовательные школы, 3 детских сада, 3 отделения почтовой связи, магазины в каждом населенном пункте. Газифицированы (частично) с. Бураново и п. Яган-Докъя, имеется стационарная телефонная связь. Для мобильной связи зона неуверенного приема. Общая численность населения муниципального образования, по данным на 01.01.2009, составляет 2431 человек.


Бурановская школа, по документам, поступившим из Государственного архива города Кирова, открыта в 1863 году. Это одна из первых школ, открытых после реформы 1861 года. Именно тогда по всем уездам Вятской губернии по пятилетиям начала развиваться сеть начальных школ.


Первая школа помещалась в частном двухэтажном доме. На верхнем этаже здания размещался школьный класс, внизу - пивная лавка. Классная комната была маленькая. Обучение велось на русском языке. Изучали Закон Божий, славянское слово, чтение, русский язык, арифметику. Школа была одна на всю Бурановскую волость. А в волость входило 20 деревень. Наставником школы был священник Аристарх Федорович Аввакумов, сын священника, который окончил в 1848 году Богословное училище Вятской семинарии.

buranovoshkola.narod.ru