В редакцию «Д» обратился отец шестилетнего мальчика Анатолий О. (по его просьбе мы не указываем имя получателя). Согласно справке из Первомайского отдела социальной защиты, на счет Анатолия в 2008 году ежемесячно перечислялось по 110 рублей. В то же время в распечатке Сбербанка указана другая сумма - 100 рублей. Анатолий поинтересовался у сотрудников соцзащиты, как они объясняют эту разницу. На что получил ответ, что это, мол, «Москва недоплачивала»…


Тема детских пособий в России особую злободневность приобрела, напомню, во второй половине 90-х годов, когда власти пытались удержать страну от неумолимого скатывания в демографическую «яму», - рост численности населения с 1991 года прекратился. В январе 1994 года было назначено пособие семьям, имеющим детей: на детей в возрасте от 0 до 6 лет в размере 70% от минимального размера оплаты труда, для детей в возрасте от 6 до 16 лет – 60% МРОТ. Но вскоре начались перебои, а затем «детские» просто перестали выплачивать.


С 19 мая 1995 года в Российской Федерации действует федеральный закон № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в который на сегодняшний день внесено уже 25 поправок. В том числе и та, благодаря которой выплата ежемесячного пособия на ребенка отнесена к расходным обязательствам субъектов РФ, то есть федеральный бюджет эту «тяжкую ношу» с себя давно снял и передал в регионы. А на местах первое, что сделали с пособиями, – установили, что право на их получение имеют лишь семьи, где душевой доход не превышает прожиточного минимума.


Таким образом, на сегодня в Удмуртии детские пособия начисляются и выплачиваются согласно Положению о размере, порядке начисления и выплаты ежемесячного пособия на ребенка. Положение утверждено постановлением Правительства УР от 14.02.2005, то есть спустя целых 10 лет после выхода федерального закона. Вот в этом положении и сказано, что с 1 января 2008 г. размер пособия «с учетом районного коэффициента» (!) равен 110 рублям, с 1 января 2009 года – 120 руб. В этой «простой формуле» не всё так просто. До 1 января 2008 года величина пособия составляла 100 рублей. Если «с учетом районного коэффициента», то должны были бы добавить 15 рублей, ведь «уральские» - это именно 15%. Но добавили только 10% (10 рублей). Уже 5 рублей недодали. Но и 110 рублей, как следует из банковской выписки Анатолия, не перечислялось. Сумму фактически не проиндексировали, то есть оставили прежней – 100 рублей. Таким образом, каждый получатель недополучил по 120 рублей за весь 2008 год.


В министерстве не делают секрета из существования этого долга. Как мне объяснила начальник отдела организации социальных выплат Минсоцзащиты УР Людмила Ившина, действительно, в течение 2008 года такой долг сформировался из-за того, что повышение на 10 рублей было продекларировано лишь в декабре предыдущего года. Образовался разрыв, поскольку при формировании бюджета доплата в него не была заложена. Сейчас, по словам Людмилы Вениаминовны, долг гасится – получатели небольшими группами эту разницу получают на свои счета. Г-жа Ившина подтвердила, что Москва тут ни при чем, этот вид пособия выплачивается из средств бюджета субъекта РФ (то есть Удмуртии). Погашение идет медленно, так как деньги «разыскиваются» из текущих средств. Людмила Ившина также подтвердила, что обращение такого рода в их ведомство – первое, так как большинство получателей, скорее всего, даже не знают о случившейся недоплате. Подтвердила Людмила Вениаминовна и факт недоплаты в первом полугодии текущего года, но подчеркнула, что долг (60 рублей) был своевременно погашен.


Официальный ответ ведомства можно было бы признать удовлетворительным, если бы в справке, выданной районным отделом соцзащиты, были указаны фактически перечисленные 100 рублей, а не гипотетические 110. Ведь в справке не сказано, что имеется задолженность за бюджетом, сказано, что выплата состоялась. И, может быть, надо было бы держать получателей в курсе накладок с размером выплат. Тогда у них не было бы лишнего повода думать, что эти деньги ушли куда-то «налево». Наш информатор Анатолий рассуждает так: если соцзащита показывает 110 рублей как уже выплаченные, зачем им что-то гасить? По всей видимости, считает он, всё давно списано!


Теперь посмотрим, насколько значительна эта сумма в масштабе республики. По данным сайта Минсоцзащиты УР, в 2009 году численность получателей ежемесячного пособия на ребенка составляла 122.881 человек, численность детей, на которых были начислены эти пособия, – 166.933 человека. Пусть в 2008 году (усредним) было 150 тысяч детей-получателей. Умножим на 120 рублей. Получится 18 млн рублей. Даже если принять к сведению информацию сотрудницы министерства о постепенном погашении (мы не знаем долю «погашенного»), то вряд ли легко найти из «текущего» столько лишнего, чтобы заткнуть долг двухлетней давности. На мой вопрос в отдел пособий Первомайского отдела соцзащиты его начальник Надежда Вертикова точно так же сослалась на «индексацию», состоявшуюся в декабре 2007 года, не подкрепленную финансированием. Правда, когда я ей сообщила, что отцу-получателю в Первомайском отделе сказали, что «виновата Москва», Надежда Степановна уточнила, что детские пособия финансируются всё-таки «из двух источников» - регионального и федерального, что отрицали в министерстве. Г-жа Вертикова тоже не знает, какая часть долга по 2008 году погашена, но считает, что проведена «огромная работа».


Замечу, что когда в арбитражных судах рассматривают дела о задолженностях, там всегда присутствует процент за пользование чужими средствами. Иными словами, 10 рублей два года назад не равны десяти рублям в текущем году. Ведь если сами пособия индексируются (якобы с учетом инфляции, на самом деле инфляция куда выше тех 10-12%, на которые подрастают пособия), то плательщик обязан будет проиндексировать и недополученную сумму, если он всё же соберется её вернуть получателям.


Любопытно также сравнить сам принцип, по которому начисляли «детские» до введения федерального закона № 81, с тем, которым руководствуются сейчас. Общероссийский МРОТ на текущий момент 4330 рублей. Семьдесят процентов от неё – три с лишним тысячи. Это полагалось бы детям до 6 лет. А от 6 до 16 – по две с половиной. Я думаю, от таких сумм никто из малообеспеченных родителей не отказался бы. Сейчас же пособия назначают только тем семьям, у кого доход на человека менее 4762 рублей (региональный прожиточный минимум на II квартал текущего года) в месяц. То есть и доход таков, на который не прокормиться, и пособие (нынче 132 рубля) – чистое издевательство. Вот это и называется «государственной поддержкой» семей с детьми.