Photobucket

За последнюю неделю было сделано два заявления лицами, официально не принадлежащими к правящей верхушке. Первым в Интернете появилось заявление режиссера и актера Никиты Михалкова, который неожиданно разродился манифестом «консерваторов России» и обрушился с критикой на всяческое либеральное вольнодумство. Второе заявление поступило от Александра Дугина, который «наехал» не на кого-нибудь, а на президента России Дмитрия Медведева. «За Медведевым никто, кроме врагов России, не стоит», - заявил Дугин. Любому члену НБП за такое высказывание запросто могли бы отстегнуть срок, но бывшему вдохновителю национал-большевиков, видимо, кто-то даровал свободу слова.


Заявление Александра Дугина отличается от манифеста Михалкова тем, что он выступает от своего имени и его критика направлена конкретно на президента. Михалков же в манифесте везде пишет «мы» и только в заключении поясняет: «мы, российские консерваторы». При этом критика, высказываемая Михалковым, не персонализирована, однако намеки достаточно прозрачны.


Как следует из манифеста, российские консерваторы во главе с Никитой Михалковым критично настроены по отношению к нынешнему курсу правящей элиты. Для Михалкова, который сам себя называет «последовательным государственником», эта позиция очень необычная. «Современный общественный строй, представляющий собой гремучую смесь из догоняющей Запад либеральной модернизации, произвола «местных начальников», всепроникающей коррупции, не устраивает большинство россиян», - говорит Никита Сергеевич. При этом главным врагом «консерваторов России» являются сторонники либеральных реформ. «Эйфория либеральной демократии закончилась!» - заявляет Михалков и в противовес называет две главные ценности неоконсерваторов: Закон и Правда.


Только вот внятной расшифровки этих ценностей не дает, делая эту формулу лишь лозунгом нового движения.


Странице на десятой (всего манифест занимает 64 страницы) перестаешь понимать, чего, собственно говоря, взбунтовался Никита Сергеевич. Тот «просвещенный консерватизм», который он описывает во всех подробностях, разительно похож на нынешнюю «суверенную демократию». Широкомасштабные либеральные реформы, которых он так боится, никто не проводит, политическая стабильность «партии власти» обеспечена, никакого «радикального прогресса» мы не наблюдаем. Но Михалков не унимается. «Разруху в стране и головах», принесшую и приносящую России тяготы, невзгоды и испытания, творили и творят проповедники радикального прогресса и неистовые вожди либеральных буржуазно-демократических и пролетарских революций», - пишет он. Кто эти люди, можно только догадываться. Понятно, что вожди революции сейчас особо не высовываются. А вот одного проповедника «радикального прогресса» (то есть, по-нашему, модернизации) назвать можно: все мы, как известно, в ногу с Дмитрием Медведевым идем к модернизированному будущему нашей страны. Спрашивается, не на него ли Никита Сергеевич руку поднял?


Еще страниц через десять неоконсерватизм Михалкова переворачивается с ног на голову. Михалков предлагает перераспределять налоги, оставляя большую часть в региональных и муниципальных бюджетах, требует создавать профессиональную армию, сделать народный референдум реальным инструментом принятия важнейших решений. Но, Никита Сергеевич, это же ни дать ни взять либерально-демократические идеи! Они же развалят страну! Но Михалкова уже не остановить. «Свободу мелкому и среднему предпринимательству!» - требует он, и либералы встречают его слова аплодисментами.


Весьма озадаченный читатель только позже понимает, что никакого противоречия тут нет. Неоконсерватизм, как выясняется из текста, материя очень тонкая и логике не поддающаяся. Об этом Михалков пишет открыто: «Консервативную традицию от радикальной новации любого толка отличает то, что она не рационалистична, а мистична. Она опирается не на внешнюю систему логических правил и рассудочных представлений, а на внутренний духовный строй личности, психологию нации, обычаи, ритуалы и обряды племен и народов». Это мы уже проходили: «умом Россию не понять».


При прочтении текста, который, кстати говоря, заканчивается словами «И да поможет нам Бог!», складывается впечатление, что «просвещенные неоконсерваторы» могли бы запросто подружиться с ультраправой оппозицией. Но Михалков от них сразу отмежевался, заявив: «Истерика национальной исключительности, крикливый шовинизм в лучшем случае - глупость, в худшем - провокация». То есть неоконсерваторы - это не бритые парни, поднимающие руки в римском приветствии. Очевидно, люди это куда более серьезные.


У многих комментаторов возникал вопрос, сам Михалков написал этот текст, или ему помогли. Я сделал свой вывод после того, как в вечернем эфире НТВ услышал, как Михалков на полном серьёзе объяснял Андрею Колесникову, что срывом показов его киношедевров занимаются в Департаменте США. После этого я больше не сомневался, что текст писал лично Никита Михалков. Другое дело, зачем вдруг кинорежиссеру и актеру писать политический манифест?


Вообще-то, манифесты обычно пишутся, чтобы объяснить народу свои планируемые действия и поступки. Если так, то Михалков в ближайшем будущем собирается руководить страной.


В Интернете многие сошлись во мнении, что идея написания подобного манифеста принадлежит некой «команде Путина», которая решила посмотреть, как подобного рода идеи будут восприняты в народе. До этого уже было заявлено, что консервативной считает себя партия «Единая Россия». Особенностью же этого документа стало то, что консерватизм на этот раз нашел своего врага: «либеральные реформы», «радикальный прогресс» и прочее.


Манифест противопоставил консерваторов и модернизаторов. Главой партии консерваторов «Единая Россия» является, как известно, премьер Владимир Путин. Главный модернизатор страны - Дмитрий Медведев. А полем боя, видимо, могут стать выборы 2012 года.


Сигналы о приближающейся битве двух руководителей страны становятся все более явственными. Александр Дугин, в частности, четко обозначил наличие двух теперь уже разных курсов: путинского и медведевского. «Сдача позиций по Ирану, сближение с США, разговоры о вступлении России в НАТО совершенно не укладываются в путинский курс. Возникает ощущение, что Медведев двигается куда-то не туда, - заявляет Дугин и тут же, как и Михалков, обрушивается на либералов и сторонников «радикального прогресса»: - Ультралибералы <…> выражают <…> проамериканский, предательский курс, ориентированный на сдачу позиций и помогающий американцам удержать однополярный мир. Вот что такое курс Медведева». Заканчивается эта тирада заявлением, что наш законноизбранный президент-реформатор «натуральным образом опасен для страны». Интересно, Александр Гельевич Дугин при этом, как и Михалков, остается «последовательным государственником»? Опомнитесь, Александр Гельевич, в манифесте же ясно сказано: «революции закончены - забудьте!», пора «делать дело». Делать дело, по всей видимости, эти товарищи будут в 2012 году. Пока же пользователям Интернета, видимо, стоит ждать новых «манифестов». Если позиции консерваторов уже понятны, то диспозиция сил модернизаторов пока неясна.