Photobucket

Растаманские сказки Дмитрия Гайдука вживую производят гораздо большее впечатление, чем аудиозаписи. Обладателем молодого голоса, который многие могли слышать в Интернете, оказался дедушка с седой бородой чуть больше, чем у Карла Маркса. Когда в первом отделении он рассказывал индийские сказки, я, глядя на его непринужденное поведение, характерный смех, не мог понять: это сценический образ или настоящий Гайдук. Как выяснилось, специального сценического образа у Гайдука нет. Как он сам рассказал, его актерская карьера началась в 1997 году, когда друзья, любившие его сказки, вытолкали его на сцену. За тринадцать лет, несмотря на свою популярность среди «волосатого» населения, Гайдук нисколько не забронзовел.


Нельзя сказать, что он вел себя очень открыто. Скорее он вообще себя никак специально не вел, а, как и все, развлекался в клубе: ел гамбургеры, пил виски и чай. В антрактах к нему почему-то подходило мало поклонников, хотя он, как и все, стоял за барной стойкой и был доступен для общения. Лишь время от времени его просили поставить подпись на пачке «Беломора» или на входном билете. Гайдук не фантазировал и писал всем, сколько я видел, одно и то же: рисовал улыбающееся солнышко и подписывался «Дмитрий Гайдук». Во время первого перерыва к Гайдуку подошел парень, одетый по дресс-коду «металлист», и стал возмущаться. «Вы мне можете объяснить, чем вы занимаетесь?! Я ничего не понимаю!» - недоумевал он. «Я сказки рассказываю», - признался Гайдук. Парень высказался в том смысле, что он не может понять, с какой стороны к этим сказкам подойти, чтобы они начали доставлять удовольствие. Гайдук же не стал ничего объяснять, а только сказал: «Я сейчас про тебя сказку расскажу». Во втором отделении Гайдук рассказал всего две сказки: одну по моей просьбе - «О говне» (Джатака о Джа Будде) и вторую о том, как Джа всех испытывал. Тут надо пояснить, что Джа - это, если верить Википедии, имя бога в растафарианстве. А растафарианство, если также верить Wiki, то это такая удивительная религия, возникшая в 1930-х годах на Ямайке, которая на пике своего развития стала фундаментом для образования музыкального стиля регги (в 1960-х годах). Растафари считают основой всего любовь к ближнему и отвергают ценности западного общества, которое они называют «Вавилоном».


Видимо, сказка Гайдука о том, как Джа всех испытывал, посвящалась как раз «металлисту» и тем, кто везде ищет большой смысл. В кратком и вольном изложении эта история звучит так. Долго Джа всех испытывал, а потом решил испытать своего лучшего ученика Айвана и придумал для него самое простое испытание. Пока растаман ходил в туалет, Джа спалил его дом. Растаман вышел, увидел, что дома нет, достал косячок, прикурился от угольков и сказал: «Хорошая! Джа жив, слава Джа!» Тогда Джа подумал: «Ему все нипочем, потому что он постоянно траву курит» - и после этого превратил всю траву Айвана в петрушку. Утром растаман проснулся под деревом, достал косяк с петрушкой, затянулся... подумал немного и сказал: «Хорошая! Джа жив, слава Джа!» Тогда Джа понял, что этого ученика надо бы вообще серьезно испытать. Наслал на него султана с войском. «У тебя, говорят, трава хорошая. Давай ее сюда», - говорит султан. Растаман достал косяк с петрушкой, дал султану. Тот затянулся, закашлялся, решил, что растаман его обманул, и приказал его казнить. С растамана содрали всю кожу, на кол посадили, и он умер. Тогда Джа расстроился, ученика своего воскресил, дом обратно отстроил и траву в траву превратил. «Я тобой горжусь. Ты все мои испытания выдержал», - говорит Джа Айвану.


«Какие такие испытания?» - удивился растаман. «Ну как? Я тебе дом спалил, траву в петрушку превратил, на кол посадил», - говорит Джа.


«Насчет дома ничего не могу сказать. Раз ты говоришь, то, наверное, ты действительно его спалил, но вот он стоит и даже горелым не пахнет. Насчет травы - так это не испытание. Траву иногда покуришь - петрушка петрушкой, а иногда - трава травой. То, что она петрушкой была, так это недоразумение, а не испытание». «А кол в жопе – это, по-твоему, тоже недоразумение?» - спросил Джа. «На колу сидеть - это не жизнь вообще - это и больно, и для здоровья вредно, и выглядит похабно, и нет в этом никакого смысла. Даже я, обдолбанный придурок, это понимаю, а уж ты, премудрый и всеведущий, тем более это понимать должен», - ответил Айван. Хотел было Джа растаману сказать: «Не прав ты, Айван, есть в страданиях великий смысл!» Но задумался и понял, что не сможет он этот смысл объяснить - ни Айвану, ни даже самому себе. А потому и прекратил спокойных и позитивных людей испытывать. И живут они с тех пор легко и ненапряжно, и Джа им подарки шлёт и в беде не оставляет. Вот только жизни вечной он им не даёт - но они, по ходу, в ней и не особо нуждаются.


Кстати говоря, «металлист» после этой сказки не успокоился. «Великий смысл» все равно его интересовал. Он даже так разозлился на отсутствие великого смысла, что ударил кружкой по столу и расплескал половину пива. Но позитивный и спокойный Гайдук ничего больше о смысле своих сказок в этот вечер не говорил.


То, что живет Гайдук в параллельной реальности, я понял, когда вышел на улицу. Встретив знакомых, я стоял в арке у летнего входа в клуб «Квартира», где и проходил концерт. Через пару минут мы почувствовали специфический запах, чем-то напоминающий запах конопли. Я выглянул за угол. Там стоял Гайдук со своими друзьями и что-то курил. Что было в том косяке, можно только догадываться. Гайдук при виде меня не испугался, не стал ничего никуда прятать, а только добродушно спросил, понравился ли мне концерт. Я сказал, что сначала было не очень, а потом все лучше и лучше. Мы разговорились, и я спросил про Ижевск. Ответил его друг: «Везде есть места силы. Некоторые едут в Тибет, чего-то там ищут, а надо просто открыть глаза». Я хотел узнать, что за «места силы», но за Гайдуком приехало такси, и он, забычковав самокрутку, уехал.