Photobucket

«Официальные» профсоюзы работников народного образования, входящие в ФНПР и открыто сотрудничающие с «партией власти», оказались не способны организовать эффективную борьбу против ухудшения положения педагогов и непопулярных реформ. Первичные организации таких профсоюзов почти повсеместно контролируются администрацией образовательных учреждений, а их региональное и федеральное руководство, не имея возможности опереться на профсоюзные массы, вынуждено проводить, по сути, соглашательскую политику.


В то же время недовольство среди работников образования нарастает. Мониторинг Института «Коллективное действие» показывает, что регулярно из разных городов и даже сел приходят сообщения об индивидуальных и коллективных действиях педагогов в защиту своих попранных прав. На специализированных интернет-форумах, где педагоги делятся наболевшим, часто можно услышать, что назрели общероссийские действия, но не хватает организации, которая могла бы подготовить и провести общероссийскую кампанию.


Эти вопросы были обсуждены в минувшие выходные, 23-24 октября, в Москве. Здесь, в арендованном зале гостиницы «Измалково», прошел семинар «Защита социально-трудовых прав работников образования. Роль профсоюзов», участие в котором приняли преподаватели средней и высшей школы из 18 городов страны, включая и Ижевск. Организаторами семинара выступили Институт глобализации и социальных движений (ИГСО), профсоюз «Конфедерация труда России» (КТР) и Научно-методический центр «Гуманист».


Тема необходимости создания независимого профсоюза учителей возникла уже во вступительном слове Всеволода Луховицкого, зампредседателя НМЦ «Гуманист».


По его словам, центр изначально занимался разработкой методической литературы для педагогов, но последние тенденции и обращения из среды учителей заставили сотрудников «Гуманиста» заняться и вопросами защиты социально-трудовых прав учителей. Не случайно большинство приглашенных на семинар педагогов уже имели опыт борьбы в этой сфере. Были приведены примеры, как удается добиваться каких-то пусть частных, но очень важных для изменения сознания людей побед.


Например, в Белгороде под давлением педагогов сняли начальника отдела образования. Часто камнем преткновения становится такая «мелочь», как принудительная покупка учителями медкнижки за свой счет.


«В Иркутской области «оптимизацию» попытались начать с нас, работников детских садов, - рассказала Елена Зингаева из г. Братска. - Однако работники смогли организовать сопротивление, подключили родителей. Власти пытались отправить нас в отпуск без содержания на все лето, но мы добились того, чтобы были выплачены хотя бы 2/3 оклада, как положено по закону». Активисты выяснили, что со стороны работодателя имеют место махинации с начислением и выплатой заработной платы и компенсаций.


О другом успешном примере борьбы рассказала еще один педагог из Братска, учитель истории Наталья Заверина. Когда администрация попыталась урезать отпускные учителям, с протестом выступило около 800 человек. Важная деталь – услышав о борьбе педагогов, к ним присоединились имеющие сходные проблемы медики и даже работники местного автотранспортного предприятия.


Photobucket

Среди педагогов распространено мнение – оплата их труда занижена на треть, чтобы прокормить ораву управленцев. Выступающая констатировала коренное различие интересов учителей и администрации учебных заведений, которой теперь фактически отдано на откуп распоряжение фондом заработной платы. Есть и горечь от осознания деградации образования. «В школах практически отсутствует оборудование. От того, что поступило в школу двадцать и более лет назад, ничего не осталось.


Объясняем на пальцах!» - эмоционально высказалась Наталья Заверина.


На грозящую образовательной сфере опасность со стороны вступившего в действие Федерального закона №83-ФЗ обратил внимание учитель истории одной из московских школ, сотрудник ИГСО Игорь Сангаев. Власти фактически снимают с себя ответственность за полноценное финансирование школы, а многие учителя окажутся «за бортом». Игорь Лобосок (Таганрог) отметил еще одну язву российского образования – торжество формального подхода и изнуряющую гонку за баллами, конкурсами, призами. От этого страдает не только качество образования. Под лозунгом «все для конкурса, все для победы» работников заставляют бесплатно работать, а отказывающихся клеймят за «непатриотическое» поведение. Таганрогские педагоги имеют опыт коллективной борьбы. «В 1999-2000 годах мы забастовали, и всему городу выплатили зарплату. Однако после этого администрация много сделала, чтобы всех и вся разобщить. Теперь педагоги если и подходят со своими проблемами, то потихоньку - боятся, – рассказал выступавший. - Не может несвободный учитель воспитать свободного человека!»


К практическим вопросам создания независимого профсоюза перешли на второй день семинара. Участники пришли к выводу, что новый профсоюз должен включать в себя педагогов детсадов и школ и преподавателей вузов, но никак не руководителей образовательных учреждений, которые являются работодателями, и тем более не чиновников и других сотрудников бюрократических структур. Если член профсоюза становится директором, его членство в профсоюзе должно приостанавливаться, чтобы не было конфликта интересов. За оргподдержкой было решено обратиться в Конфедерацию труда России (КТР), которая готова на первых порах, пока новый отраслевой профсоюз преподавателей не встанет на ноги, оказывать ему юридическую и методическую помощь.


Присутствовавшие на семинаре руководители КТР Борис Кравченко и Игорь Ковальчук коротко ввели присутствующих в курс ситуации с профсоюзным движением России на данный момент. КТР после завершившегося слияния с Всероссийской конфедерацией труда является самым крупным после ФНПР и уж точно самым аяктивным профсоюзным объединением России, с которым вынуждены считаться власти. В числе прочих в КТР входят и отдельные педагогические ячейки. Например, с 2008 года в составе КТР функционирует городской профсоюз работников образования в г. Невинномысске (Ставропольский край). Два года назад городская организация просто вышла из областного профсоюза работников образования (ФНПР) и вошла в объединение свободных профсоюзов. Тем не менее, как считают профсоюзные лидеры, педагогам надо создавать свой мощный отраслевой профсоюз, который начал бы объединять усилия миллионов работников образования.


Участники семинара создали оргкомитет по организации такого профсоюза, который на первом этапе будет носить межрегиональный (а не всероссийский) характер.


Рабочая группа в течение двух недель должна будет подготовить проект устава и других документов. В течение еще двух недель будет проведено обсуждение этих проектов. Учредительная конференция запланирована на январь следующего года. Участие в ней планирует принять и делегация из Ижевска – школьные учителя и преподаватели вузов. Как известно, руководство республики уже объявило о своих планах сократить количество учителей в республике на 20%, уже два года, как не индексируется зарплата работников образования в соответствии с инфляцией. Не выполнены и обещания властей начать финансировать санаторно-курортное оздоровление работников образования.


Контакты ижевских организаторов для участия в создании независимого профсоюза можно получить через редакцию газеты «День» (тел.: 78-20-05, 78-77-95).