Архитектор Сергей Макаров.Отношения у Сергея Макарова с Ижевском давние и теплые. Как он рассказал, сам он родом из равнинного Кургана, учился в Архитектурном институте в Свердловске.


Приехал в Ижевск молодым специалистом весной 1979 года. И город приятно удивил его… просторами, открывающимися от него во все четыре стороны. Можно понять это как радость художника, который видит «чистый холст», на который ему предстоит нанести плоды своего вдохновения. Но Ижевск оказался «крепким орешком».


Сергей Макаров:


- Ижевск – распахнутый, открытый город. Как раз при мне «прорезали» улицу Ленина до старого Аэропорта, 10 лет Октября, которые соединили прежде разрозненные «куски» города. Наслаждение (слово из названия выставки. – Н.Г.) я вижу в процессе сочинительства, прогнозирования, творчества, когда объекты рождаются по законам гармонии в союзе с окружающим пространством.


В одном из своих интервью Макаров назвал Ижевск «простоватеньким» в архитектурном отношении. Это ощущение рождается из-за массовости типовой застройки, которую пережила столица Удмуртии в 60-х и конце 70-х годов прошлого столетия. Во второй половине XX века Ижевск прирастал, не особо задумываясь о красоте и оригинальности внешнего облика. Без идей. Начало нового века стало периодом повальной «реконструкции» - общественные здания не столько строились вновь, сколько восстанавливались (соборы) или кардинально меняли внешний вид (Нацбанк, резиденция, Дом правительства, Дом дружбы и т.д.).


С.М.: - В 2005 году в Ижевске начали применять в строительстве монолитный железобетон, который позволяет усложнять форму, создавать оригинальные объекты. Но почему-то здания, возведенные в этой технологии, внешне оказывались такими же «типовыми». В этом случае теряется смысл применения новых технологий и материалов.


Н.Г.: - Какие места в Ижевске рождают в вас теплые чувства?


С.М.: - Ну, например, улица Советская. Я жил раньше, как тогда говорили, «выше «чулка». Это интересная улица. Когда появился в новом облике Национальный банк, он не разрушил, а обогатил её, создал ощущение многослойности. Михайловский собор – достойное место. Отдаю дань уважения Валерию Геннадьевичу Ситникову за тот огромный объем работы, авторский надзор в ходе строительства. Я там был в период кирпичной кладки – это была работа, по кропотливости сравнимая с вышиванием, столько было нестандартных кирпичей.


Новая набережная, я считаю, - это подготовленный, «загрунтованный холст», на котором должны появиться объекты притяжения. Выполнена планировка, теперь очередь за архитектурой. И на нижней набережной, и на верхнем бульваре (улице Милиционной). Здание Индустриального техникума и бодалёвский комплекс – это только начало.


Среди проектов, представленных на выставке, привлекает внимание панорама на город со стороны акватории пруда – выше от набережной по крутому склону холма расположены оригинальные современные здания общественного и жилого назначения. В отдалении несколько домов-«башен». А в центре – группа зданий, своей формой явно навевающих образ парусной регаты. Этот инициативный (то есть выполненный не по заказу) проект мастерской Сергея Макарова так и называется – «Регата». По словам архитектора, он родился в ходе неофициальных встреч и обсуждений у рабочего макета нескольких ижевских архитекторов. Частью этой работы является и проект архитектурного «театра» «ЛеДудин» - выполненные в виде декораций фасады дворянских особняков, некогда реально стоявших на верхней набережной. Современные материалы и технологии, считает Макаров, вполне позволяют это сделать. А такой «объект» тоже мог бы стать «точкой притяжения» для горожан и гостей столицы.


Н.Г.: - Но ведь известно, что вся земля выше набережной вплоть до улицы Горького уже разобрана. Кто знает намерения тех, кто получил эти участки под застройку? Ваш проект где-то обсуждался, кем-то принят? Не получится ли так, что ваши благие пожелания лягут «под сукно», а склон застроят разные компании как попало, вразнобой?


С.М.: - Такая опасность, конечно, вполне реально существует. Но мы ведь будем показывать свой проект тем, кто будет здесь строить. Надеюсь, что будет и конкурс, конкуренция проектов. Общественное обсуждение, когда можно будет высказать и выслушать мнения специалистов. Что хуже, что лучше. Во всяком случае, сейчас мне представляется, что наша «Регата» получилась свежей, интересной, своеобразной. Я не видел ничего подобного среди аналогичных в последние годы. Я думаю, кризис спас это место от поспешной застройки.


Н.Г.: - Не кажется ли вам, что отсутствие единого плана, какой-то генеральной градостроительной идеи проявляется в том, что, по сути, в центре Ижевска «гниют» несколько больших «пятен», которые выглядят как трущобы. Это две площадки на Карла Маркса между улицами Советской и Красногеройской, печально знаменитый «12-й микрорайон» в квадрате между Пушкинской, Кирова, переулком Северным и Карла Маркса.


С.М.: - Ижевск – бедный город, но интересный. В этом смысле архитектура могла бы подсказать какие-то «минималистические» ходы, сделать недорого, но красиво. Ведь в основном все последние преобразования внешнего облика зданий в Ижевске – это работы по фасаду уже стоящих объектов. На мой взгляд, зачастую эти объекты страдают излишней декоративностью. Профессионального обсуждения на стадии проектов нет, идеи не конкурируют. Это плохо.


Заметное место в экспозиции занимают два скульптурных макета – мальчик-Чайковский и граф Шувалов – основатель Ижевского завода. Автор первого – скульптор Дмитрий Постников, второго – Борис Козлов. Сергей Макаров «соучаствовал» в рождении этих эскизов как архитектор – выбор места, идея и т.д. Интересна судьба этих моделей. Объявленный мэрией конкурс на памятники Чайковскому и Шувалову был затем назван «не состоявшимся», наверное, из-за отсутствия средств. То есть даже не было общественного обсуждения проектов, не говоря уже о премиях победителям. Будто конкурса и не было вовсе. Нынешней весной скульпторы предложили свои работы на организованный екатеринбургским фондом конкурс «Наше отечество». И «Чайковский» с «Шуваловым» оказались отобранными для выставки в Москве, в Манеже, где и экспонировались летом, получили признание в профессиональной среде.


Особенно привлекает Чайковский-мальчик (в действительности, будущий гениальный композитор провел на земле удмуртской первые восемь лет своей жизни): подросток сидит, свесив не достающие до пола ноги, на изящном венском стуле, возле оркестрины (музыкальный инструмент для домашнего музицирования, реальный музейный экспонат в Доме-усадьбе Чайковских в Воткинске), у его ног – небольшая собачка. Скульптура рождает ощущение трепетности, «домашности», детской непосредственности. Предполагалось, что она может быть установлена в кленовой аллее на бульваре Гоголя в Ижевске, напротив Музыкального колледжа.


Среди нереализованных проектов Сергея Макарова – Музей Калашникова (2-я премия конкурса); проект реконструкции кинотеатра «Октябрь», существующий сегодня даже в двух ипостасях – как киноцентр в виде какого-то «космического» комплекса и как торговый центр; реконструкция фасада здания НИТИ «Прогресс»; мемориал для солдатских захоронений на Северном кладбище и многие другие. Из реализованных ижевчане могут видеть оригинальное здание с башенками на 30 лет Победы в городке Металлургов, церковь в селе Завьялово. Причем для городка Металлургов Макаров предложил выполнить в том же стиле целый квартал. Однако дом так и остался «жемчужиной» среди рубищ.


Сергей Макаров считает архитектора «режиссером» пространства: он знает понемногу из многих областей и творчески применяет свои знания, сообразуясь с окружающей средой. Своих студентов он учит не лениться, не ждать выгодных заказов, а самим предлагать те или иные решения. И ждать лучших времен. «Поэтому я никогда не выбрасываю свои архивы, - говорит он, - может пригодиться».


Н.Г.: - Сергей Александрович, чего, на ваш взгляд, не хватает Ижевску?


С.М.: - Чтобы в нём работали архитекторы.