

«Он был готов к указу, сказал, что в пенсионеры не пойдет. Много вопросов у него осталось к ЕдРу - партия, которую он создавал и в которой он член Высшего совета, наплевала на него. Он сказал, что напишет заявление о выходе из нее. И, кстати, будет бороться за возврат выборов мэра… Сейчас прямо во время заседания правительства мужчина с коричневым портфелем принес указ о снятии мэра. Делается все с максимальным унижением…»
префект Северного административного округа города Москвы (http://twitter.com/MitvolTV)
«Я не хочу, чтобы сегодня одному отдельно взятому Лужкову было вменено все то, что делают все остальные губернаторы и федеральные министры».
лидер партии «Яблоко»
«Это первый случай, когда за утрату доверия сняли без возбуждения уголовных дел и очевидных городских катаклизмов. Если уголовных дел после отставки по фактам коррупции не появится, то отставка будет выглядеть неубедительной, и Лужков имеет очевидное политическое будущее. Может, например, возглавить движение обиженных питерскими бизнесменов и чиновников, а за десять лет таких накопилось немало. Кроме того, легитимность указа может быть подвергнута сомнениям. Храбрый Лужков может его оспорить в суде. А это уже совсем за гранью вертикали».
лидер движения «Солидарность»
За два с половиной года совместного правления Владимира Путина и Дмитрия Медведева в России сменилось немало региональных лидеров. Курс на обновление губернаторского корпуса не только был очевиден по реальным политическим действиям руководства страны, но и озвучивался Президентом РФ публично: считается, что задачи этого обновления в том числе связаны с предстоящим думско-президентским выборным циклом, в интриге которого пока далеко до ясности. Особой приметой кампании стал уход крупнейших политических тяжеловесов провинции, в своем регионе подобных «Лужкову всея Москвы» - губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева, президента Башкирии Муртазы Рахимова. Срок фактического правления каждого из них приближался к третьему десятку.
Хотя формально статус мэра Москвы соответствует статусу руководителя любого другого региона Российской Федерации, фактически его отставка имеет совершенно иной смысл, даже если вывести за скобки всю информационно-пропагандистскую шумиху. Реалии распределения финансовых потоков, деловой и административной жизни по территории страны сегодня таковы, что глава исполнительной власти столицы является одной из ключевых фигур системы власти в масштабах всей России. Поэтому обозревателям российских и зарубежных печатных изданий для описания затяжного противостояния Медведева и Лужкова потребовалась терминология, предполагающая борьбу не начальника с подчиненным, а противников одной весовой категории. «Медведев завалил супертяжеловеса», - констатировала «Независимая газета» исход поединка.
Правда, поединком схватку мэра с президентом назвать можно лишь очень условно. «Никогда Дмитрий Анатольевич - это договоренность была (Путина) с Медведевым - не решил бы отдельно кадровые вопросы, которые относятся, впрочем, к компетенции президента, - считает главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. - Конечно же, Лужков отправлен в отставку по обоюдному решению тандема… Я думаю, что президент убедил Владимира Путина, которому было все равно и который понимал, что все равно Лужков уйдет в мае-июне».
До самого последнего момента – пока не стало известно о состоявшейся отставке московского мэра – комментаторы были склонны иронизировать над «ненастоящим» президентом, указывая на того, кто, по их мнению, на самом деле руководит страной. «Это сюжет, скорее касающийся в большей степени Дмитрия Медведева, - писал за десять дней до увольнения Лужкова обозреватель «Новой газеты» Андрей Колесников. - А сам премьер-министр и корифей всех политических наук с чекистско-олимпийским спокойствием наблюдает за тем, как сражаются Дмитрий Анатольевич с Юрием Михайловичем. Кажется, ему, помимо всего прочего, просто интересно наблюдать за битвой гигантов, как интересно охотиться на китов или колесить по стране в «Ладе Калине». В речах про «старика Батурина», отставки которого на протяжении многих лет упорно требовали московские представители «несистемной оппозиции», неожиданно начали появляться отдельные нотки симпатии – очевидно, как дань самостоятельному голосу и скандальной непокорности мэра. Однако как только Медведев наконец подписал свой указ, ситуация опрокинулась.
«Отставка Лужкова – первое решение Медведева, которое внятно заявило о его самостоятельности, - писал спустя час после первых известий о принятом решении лидер движения «Солидарность» Илья Яшин. - Это серьезная заявка на то, чтобы остаться в Кремле на второй срок. Очень интересно, как публично прокомментирует эту ситуацию Путин» (премьер-министр РФ, к слову, отреагировал в том духе, что «все законно», не добавив ничего нового к портрету ситуации). Появились и голоса, воспринявшие указ президента как углубление медведевской «перестройки» в политическую плоскость, подтверждение «курса на модернизацию» и чуть ли не начало широкомасштабной антикоррупционной кампании.
На следующий день после отставки Лужкова, 28 сентября, журнал The New Times опубликовал сканы его письма к Дмитрию Медведеву, написанного накануне. Письмо представляет собой «крайнее слово» московского мэра и, судя по всему, его последнее официальное выступление в этом качестве.
«Сначала о демократии в стране, о которой Вы так горячо говорили на Ярославском форуме, - пишет Юрий Лужков. – Первые проявления демократии я испытал на себе, когда прозвучал мой искренний ответ г-ну Познеру в его ТВ-передаче по поводу прямых выборов губернаторов и мэров городов Москвы и Санкт-Петербурга. Этот ответ считаю по-прежнему верным – свободные выборы необходимо вернуть. Буквально на следующий день Вы заявили: «Кто не согласен – пусть уходит».
Я пришел к Вам с заявлением об отставке, которое Вы не приняли и не прочитали. А ведь там говорилось не только о моей отставке. Может быть, более важным в заявлении было то, что у нас в стране страх высказывать свое мнение существует с 37-го года. Если руководство страны своими высказываниями только поддерживает этот страх, если в нашей Государственной думе говорят, что парламент – не место для дискуссий, то легко перейти к ситуации, когда в стране есть только один руководитель, слова которого «ложатся в граните» и которому надо следовать во всем и беспрекословно. Как это сопоставить с вашими призывами к «развитию демократии»? (…) Ваша администрация, с ведома или без, завела своими действиями политическую ситуацию в тупик… вариантов всего два: при наличии весомых оснований освободить меня или публично отмежеваться от тех, кто сделал Вам такую дикую услугу».
Ответом Лужкову стал документ за подписью Медведева, в котором говорилось: «На основании… статьи 19 ФЗ от 6 октября 1999 года номер 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» постановляю: 1. Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с утратой доверия Президента РФ; 2.
Назначить Ресина Владимира Иосифовича временно исполняющим обязанности мэра Москвы на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями мэра Москвы; 3. Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания». Впрочем, позднее пресс-секретарь Президента РФ Наталья Тимакова заверила журналистов, что с письмом Лужкова Дмитрий Медведев ознакомился уже после того, как подписал указ об отставке.
Главная проблема, на которую многие успели обратить внимание в эти дни, - это необходимость «легализации» формулировки Дмитрия Медведева об утрате доверия. Наскоро сшитый телевизионный компромат, очевидно, не может быть достаточным основанием для столь значительных суждений президента. Отставка мэра не была приурочена к какому-либо большому столичному бедствию, ответственность за которое можно было бы на него повесить, и публика ждет, когда ей будет назван конкретный осязаемый повод, чего также не сделано до сих пор. В воздухе повис вопрос, соответствующий ожиданиям наиболее ожесточенных критиков лужковской администрации: где уголовные дела? Со своей стороны Юрий Лужков намерен обжаловать указ об «отрешении» в Верховном суде РФ – об этом сообщил 29 сентября «Интерфакс» со ссылкой на Иосифа Кобзона, давнего друга мэра города Москвы.
Отставка Юрия Лужкова с поста мэра Москвы за год до парламентских выборов может дестабилизировать жизнь российской столицы, а также нарушить целостность партии «Единая Россия», пишет сегодня британская газета Financial Times со ссылкой на неназванных аналитиков. Кроме того, по мнению издания данное решение президента Медведева может спровоцировать конфликт между ним и премьер-министром России Владимиром Путиным: уволенный Лужков месяц назад раскритиковал решение Медведева приостановить поддерживаемое Путиным строительство трассы Москва-Петербург, подразумевая, что Путин будет следующим президентом. «Газета.Ru»
Означает ли отставка Лужкова начало конца "Единой России"?
Следует заметить, что все партии, которые создавались приучастии Лужкова, неизбежно
приходили к своему краху - рано или поздно.
Те, кто считают Лужкова политическим тяжеловесом, неизменно заблуждаются.
Лужков - политический неудачник, использующий административный ресурс для личного
обогащения. Как политик, тем более крупный политик, Лужков себя не зарекомендовал.
Все его действия, которые оценивали как политические, являются действиями партийного
бюрократа, а бюрократ, в принципе, не способен к политике.
Я не могу сказать про Лужкова, что он плохой экономист и, как сейчас говорят,
хозяйственник. Москвичи, с которыми я встречался, его хвалят.
Но политически Лужков не состоятелен.
Люди составляющие основную массу "Единой России", являются в общем то такими же
чиновниками, как Лужков. Учителя,врачи,менты,служащие различных администраций - это
всё винтики бюрократической машины - и эти винтики не могут принимать самостоятельных
политических решений и совершать самостоятельных политических действий.
Соответственно,данная машина ("Единая Россия"), выработала свой рабочий ресурс,
гарантийный срок трудовой эксплуатации закончился. Возможно, с помощью замены
каких-то деталей или даже узлов и проведя косметический ремонт, этот агрегат ещё и
протянет некоторое время,но без смазки и топлива ( читай без больших финансовых
вливаний в членов "ЕР"), быстро угробится. Год - максимум два года, именно такой срок
ещё просуществует бюрократическая партия "Единая Россия".
Я не знаю, кто займёт её место, и сохранится ли это место вообще, но то, что отставка
Лужкова - это начало конца "Единой России", я знаю точно. :!:
Ситуация должна поменяться когда-то: ..."если ваш район не проголосует как надо, то вам не будет ни того, ни того, ни того и того," .... дай Бог, чтобы и не проголосовали дружно, тогда им (кандидатам от ЕР)самим ничего и не будет ... ни править, ни разворовывать...