Вместе с руководителем регионального отделения партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» Сергеем Щукиным и депутатом Гордумы Андреем Коновалом, возглавляющими список кандидатов «Патриотов», мы заехали на стоянку перед зданием Госсовета Удмуртии и запарковали машину на одном из свободных мест. Тут же из здания выбежал милиционер и потребовал, чтобы машину немедленно передвинули. Оказалось, что это место «особое», закрепленное непонятно какими инструкциями за автотранспортом «первых лиц». Андрей Коновал, на чьей «Ниве-Шевроле» мы прибыли на место, отнесся к этим привилегиям с юмором. «Стоянка общественная, хотите – вызывайте ГИБДД», - посоветовал он охране. «Вообще пусть привыкают, может, недолго им тут осталось привилегиями пользоваться», - пошутил депутат.


На входе в Госсовет руководителей «Патриотов» и меня, аккредитованного в Госсовете УР «парламентского» корреспондента, ждала вторая преграда. Выяснилось, что у милиции нет распоряжения пропускать представителей «ПАТРИОТОВ РОССИИ» на официальное мероприятие по подписанию соглашения «За честные выборы». На милицию не подействовали ни удостоверения кандидатов в депутаты, ни удостоверение депутата Городской думы Ижевска, которое предъявил Коновал, ни моя карточка постоянной аккредитации при Госсовете УР. В ответ нам предложили звонить по телефону, который не отвечал. Недолго думая, мы оставили блокировавшего вход в лифт милиционера и решили подняться по лестнице пешком.


В пресс-центре Госсовета на 9-м этаже уже собрались основные участники мероприятия. За столом в ряд, в соответствии с табличками, уже сидели представители партий – депутат Госсовета Владимир Бодров (КПРФ), депутат Госсовета Андрей Маркин (ЛДПР), спикер Госсовета Александр Соловьев («Единая Россия»). Места, предназначенные для «Яблока» и «Справедливой России», пустовали. В помещении находилось также около десятка человек - корреспонденты, «госсоветовские» депутаты-«единороссы», чиновники.


Тут на пустом месте возник новый инцидент. Лощеный мужчина, оказавшийся руководителем секретариата председателя Госсовета УР, настойчиво требовал, чтобы за столом переговоров остался только руководитель регионального отделения Сергей Щукин, а Андрею Коновалу, «первому номеру» в списке кандидатов «Патриотов», предложил присесть в сторонке. «Простите, Вы сами-то кто такой?» - поинтересовался Коновал. Мужчина сказал, что он отвечает здесь за организацию подписания соглашения. «Мы вас не уполномочивали, а состав делегации от партии определяет сама партия», - обозначил ситуацию Сергей Щукин. На помощь поспешил еще один чиновник, который представился «куратором Общественной палаты в Госсовете», впрочем, эта подмога тоже успеха не имела.


Тем временем сидевшая во главе стола нарядная блондинка, даже не представившись, объявила о начале мероприятия. Торжественным голосом она зачитала обращение Общественной палаты к партиям с предложением подписать соглашение «За честные выборы». Представители партий выслушали это обращение молча. «А сейчас я зачитаю текст соглашения», - объявила дама и озвучила текст еще одного документа. Мне всё это напомнило церемонию бракосочетания в каком-нибудь российском загсе. «А теперь, если ни у кого нет возражений, я прошу представителей партий подойти к столу и поставить подписи под соглашением», - сказала ведущая, разложив на столе папку с документом. Но «свадьба» не состоялась. Оказалось, что представители партий не готовы подписывать без всякого обсуждения подсунутое им соглашение.


На фото: Андрей Коновал, Сергей Щукин, Александр Соловьев, Андрей Маркин.«Извините, Вас как зовут и в какой Вы должности?» - задал вопрос Андрей Коновал. Так присутствующие узнали, что перед ними Валентина Корякина, заместитель председателя комиссии Общественной палаты УР по социальной политике.


Руководитель ЛДПР Андрей Маркин возмутился, что ему предлагают поставить подпись под неизвестно кем подготовленным документом без всякого обсуждения. «И вообще, у меня запрет от центрального руководства партии на подписание подобного рода документов», - добавил он. Первый секретарь УРО КПРФ Владимир Бодров выразил готовность подписать соглашение, если только в него будет вставлено обязательство со стороны «партии власти» не применять «административный ресурс».


Руководитель регионального отделения «Патриотов России» Сергей Щукин напомнил о существовании законодательства Российской Федерации, которое строго регламентирует агитационную деятельность избирательных объединений. «Вы что, предлагаете нам подменить закон такого рода договоренностями? - задал вопрос Сергей Щукин. – Вы предлагаете нам отказаться от «компромата», хотя на предыдущих выборах основные претензии у всех партий, кроме «Единой России», были совсем к другому – злоупотреблению административным ресурсом». В качестве свежего примера было приведёно выступление президента Удмуртии Александра Волкова на аппаратном совещании, в котором руководитель республики дал поручение членам Правительства УР и президиума Госсовета УР составить график встреч в трудовых коллективах с целью агитации за «Единую Россию».


«У меня вопрос к Общественной палате, - обратился к Корякиной зампредседателя Комитета РО партии «Патриоты России» Андрей Коновал. – В тексте вашего обращения есть критика «политических интриганов, рвущихся во власть». Почему так узко ставится вопрос? Почему не упоминаются «политические интриганы», которые уже во власти и хотят там остаться?»


Александр Соловьев все это время сидел молча и напряженно улыбался. Чувствовалось, что он не ожидал, что с подписанием соглашения могут возникнуть какие-либо проблемы. «Вижу, что партии не готовы подписать такое соглашение, - не выдержал представитель «единороссов» Александр Соловьев, - поэтому давайте на этом закончим». «Отчего же, - возразил ему Андрей Коновал, - мы хоть сейчас готовы подписать соглашение с партией «Единая Россия», если она готова выступить с совместным осуждением действий президента Волкова, призывавшего агитировать за «Единую Россию». Соловьева такое предложение не устроило. «Президент, как член партии, имел право», - сказал он. «Это ваша позиция?» - переспросил его Андрей Коновал. «Да», - подтвердил Александр Соловьев. «Тогда о чем можно с вами разговаривать? - парировал представитель «Патриотов». – Это просто фарисейство какое-то получается».


Дискуссию прервала Валентина Корякина, которая просто объявила мероприятие закрытым. Никто против этого возражать не стал.



А ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ ЧЕСТНО?..


Главным политическим курьезом в Удмуртии на прошлой неделе, несомненно, следует считать инициативу республиканской Общественной палаты (ОП) организовать подписание межпартийного соглашения «За честные выборы».


 

В том, что эта инициатива есть плод не столько интеллектуальных усилий членов ОП, сколько совместного креатива «Единой России» и Администрации Президента и Правительства УР, лично я нисколько не сомневаюсь. Во-первых, мы знаем истинное место Общественной палаты в политической жизни республики, так же как и механизм формирования ее персонального состава. Во-вторых, в других российских регионах, где сегодня тоже идут выборы, именно «единороссы» выступают инициаторами подписания аналогичных соглашений. И то, что у нас честь повязать этот «на-известном-месте-бантик» была отведена ОП, только лишний раз указывает на исполняемую Общественной палатой Удмуртской Республики реальную функцию.


Текст обращения палаты к партиям выдержан в пафосном, хотя и несколько корявом стиле: «Общественная палата выражает озабоченность необходимостью сохранить стабильную общественно-политическую ситуацию в период проведения избирательной кампании». «Озабоченность необходимостью» - это, конечно, замечательно. Но на самом деле ни о чем. Можно подумать, что у нас тут в Ижевске назревают революционные выступления трудящихся с захватом почты, телеграфа и здания государственного цирка...


Впрочем, в тексте обращения есть другие, более конкретные и вполне правильные идеи. Указывается, в частности, на недопустимость применения «грязных» политических технологий, создания преимуществ для одной из сторон в ходе агитации, голосования и подсчета голосов, неравного доступа участников выборов к СМИ. Однако возникает вопрос: почему все эти замечательные вещи ОП адресует исключительно к партиям, тем более оппозиционным? Кто, кроме недобросовестных представителей власти, чисто технологически и «ресурсно» может организовать неправильный подсчет голосов, вброс «левых» бюллетеней, «информационную блокаду» неугодных кандидатов и т.д.?


На одном из последних заседаний ЦИК УР прозвучала информация, что президент Удмуртии на аппаратном совещании потребовал от министров включиться в активную агитационную работу в пользу партии «Единая Россия». Какой смысл оппозиционным партиям подписывать соглашение о честных выборах с «единороссами», если закон будет нарушаться должностными лицами? 4 сентября во время праздничных гуляний люди в милицейской форме запрещали активистам партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» раздавать агитационные листовки под незаконным предлогом того, что «здесь праздник». Делалось это в тот самый момент, когда мимо проходили колонны с флагами «Единой России», а главная сцена на Центральной площади была украшена огромным агитационным постером «единороссов».


Не секрет, что так называемые «грязные технологии» - прямой и косвенный подкуп избирателей, выдвижение «технических кандидатов», распространение лживых анонимных агитматериалов, «чистка» почтовых ящиков от агитматериалов соперников и т.д. – требуют огромных финансовых затрат. Кто, как не «партия власти», основные кандидаты которой являются владельцами и начальниками предприятий и организаций, обладает подобными ресурсами?


«Высокий штиль», в котором выдержано обращение ОП, лишь в самом конце текста срывается на сниженную, чуть ли не базарную лексику, выражающую истинные причины беспокойства авторов текста. «Общественная палата выражает уверенность, что на предстоящих выборах жители Удмуртии сумеют отличить «политических интриганов», рвущихся во власть, от тех, кто по-настоящему живет интересами региона и его жителей». Вот так: есть, с одной стороны, власть (в которой, конечно, ни одного «интригана»), а с другой – «политические интриганы», которые туда (во власть) рвутся. В целях соблюдения избирательного законодательства я бы посоветовал авторам текста этого обращения внизу еще подписать мелкими буквами: «Оплачено из избирательного фонда партии «Единая Россия».


Не менее любопытные пассажи встречаются и в тексте самого соглашения «За честные выборы». Участники соглашения обязуются «отказаться от борьбы компроматов, использования черных технологий и незаконных методов ведения предвыборной агитации». Насчет «черных технологий» мы уже разобрались, кто обладает реальными ресурсами для их применения. Более интересен пассаж про «борьбу компроматов». Согласно определению, компромат - это сведения о темных сторонах деятельности какого-либо лица (человека или организации), которые оно не хотело бы предавать огласке. Видимо, у «Единой России» накопилось достаточно «теневых» сторон, если она заинтересована в подписании такого соглашения.


Фактически, как представляется, речь идет о попытке заставить оппозицию взять на себя: а) не предусмотренные законом, б) противоречащие здравому смыслу и сути демократического процесса ограничения по критике нынешней «партии власти». Без всякой гарантии на то, что законные права и интересы оппозиции в ходе выборов будут соблюдаться.


Существует выборное законодательство, которое четко регламентирует избирательный процесс. Нам же сегодня подсовывают подписание каких-то сомнительных договоренностей, которые должны создать видимость внешнего благополучия в ходе избирательной кампании.


Может, хватит жить по понятиям? Не пора ли начать исполнять закон?!


Агитационный материал. Оплачен за счёт средств избирательного фонда избирательного объединения «Ижевское городское местное отделение Удмуртского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»