Так выглядит обратная сторона символа Ижевска сегодня, спустя неделю после 250-летнего юбилея, на подготовку к которому власти Удмуртии потратили миллиарды рублей.Главными мероприятиями 250-летия Ижевска, перенесённого с апреля (день рождения Ижевска - 10 апреля 1760 года) на сентябрь, были пляски на месте бывшего кладбища старого Ижевска (ныне стадион «Газовик-Газпром») и открытие набережной зодчего Дудина.


Третьего сентября на разорённом кладбище, где покоился прах зодчего Дудина, этот петербургский архитектор очутился в одной компании с Дерябиным. Конечно, это были артисты, ряженные под исторических персонажей. Порхая во фраке и цилиндре перед правительственной трибуной, «Дудин» восторгался набережной Ижевского пруда, вдоль которой, как он обращался в стороны трибун, им выстроен ряд белых с бесконечными колоннами домов «наподобие итальянских палаццо». Эти здания соответствовали строчке двухэтажных особняков на набережной Невы, построенных учителем Дудина по Академии Художеств и автором Адмиралтейства А. Захаровым (западнее Академии Художеств).


По иронии судьбы именно этот стройный ряд не сохранившихся в Ижевске двухэтажных особняков в стилистике деревянного ампира, воздвигнутых в ансамбле с главным корпусом Оружейного завода, президент Волков отказался восстанавливать и вообще учитывать в концепции реконструкции набережной. Да и сохранившийся памятник федерального значения – главный корпус завода, построенный по образу петербургского Адмиралтейства (тоже проект архитектора Дудина), как уже не раз отмечалось, имеет со стороны завода руинированный, обваливающийся фасад без крыши и грозит в любой момент неожиданно развалиться.


На набережной зодчего Дудина региональная власть предполагала в честь юбилея города сломать все его исторические постройки, но, после того как окружное Управление Росохранкультуры в Нижнем Новгороде намерилось возбудить уголовное дело на удмуртских чиновников по факту сноса исторического памятника на набережной (правления оружейного завода), власти Удмуртии оставили в покое ещё не разрушенные и, разумеется, не реставрированные памятники истории почему-то ненавистного Ижевска на набережной, оградив их к юбилейным торжествам забором.


На открытой в честь 250-летия Ижевска набережной зодчего Дудина местные власти намечали выделить не исторически обоснованную ампирную стилистику этого петербургского зодчего, выросшего, кстати, не просто на набережной Невы, а в здании Академии Художеств, в семье смотрителя при картинных и гипсовых галереях, охраняемых знаменитыми сторожевыми львами, сделанными по слепкам, привезённым в Петербург из Италии братом основателя Ижевска графом И.И. Шуваловым.


Власти Удмуртии хотели выделить в концепции набережной республиканское в противовес городскому. Это заметно не только в озвучивании республиканскими властями желания расправиться с памятниками городской старины вдоль всей набережной, но и в уничтожении всех пристаничных спусков вдоль реконструируемой набережной. На собрании в Минстрое УР в 2009 году, на котором присутствовал и я, проектировщики набережной из «Удмуртгражданпроекта» признались, что, к их большому сожалению, президент Волков отказался от предложенных мной копий пристаничных скульптур сторожевых львов, а также сфинксов из внутреннего дворика Горного института. А между тем именно эти скульптуры имели отношение к петербургским биографиям архитектора Дудина, первого президента Академии Художеств графа И.И. Шувалова (брата основателя Ижевска и Воткинска) и отца композитора Чайковского, начинавшего службу в оружейной конторе на набережной Ижевского пруда, а после работы в Воткинске ставшего директором Горного института. Кстати, его архитектура близка архитектуре Индустриального техникума в Ижевске.


Неуважение к ижевской истории начала ХIХ века видно и в пёстрой брусчатке с удмуртским орнаментом на набережной зодчего Дудина, неуместной с ампирной направленностью набережной (исходя из её названия, истории и градостроительных перекличек). Это неуважение видно и в направлении чугунной вязи верхних перекладин фонарей не вдоль набережной (как это грамотно и издавна сделано на бесконечных набережных Невы), а только в сторону Монумента с кузнецом и оружием, символизирующего нерушимую дружбу удмуртского и русского народов на основе оружейного производства. Неудивительно, что фонари на ижевской набережной выглядят палками, кружево фонарей не видно гуляющим вдоль неё.


Впрочем, акцентирование по приказу республиканских властей удмуртской тематики на набережной зодчего Дудина получилось довольно забавным. В начале реконструируемой набережной – возле только что разрушенного Волковым памятника истории и культуры и на месте торжественной закладки президентом УР капсулы с посланием потомкам – появились бездействующие солнечные часы с изображением вороватых рыжих налётчиков на садовые и лесные ягоды из семейства воробьиных - птицы-рябинника.


Изображение озорных дроздов-рябинников на месте закопанной капсулы является копией фотографии из оппозиционной удмуртскому президенту газеты «День» (14.12.06). Свою статью в «Дне» о рябинниках я передал вместе с другими текстовыми и иллюстративными материалами в архитектурную мастерскую из «Удмуртгражданпроекта», выполняющую заказ президента Волкова по реконструкции набережной.


Происхождение парных прозвищ ижевцев (крокодилы и рябинники), зафиксированных в научной печати в 1905 году, - окаянных забияк из пресмыкающихся и из семейства воробьиных (от слова «бей вора») - восходит, очевидно, к ледовым побоищам ижевцев на пруду. Вокруг заводской башни проживали солидные мастера в «крокодильих» кафтанах. А в окраинной слободке Колтоме, выросшей из подлесной удмуртской деревеньки Ягул, «Подборной тож», обитали рыжие и низкорослые драчуны-пролетарии.


Изображение стилизованных рябинников с гроздьями рябины мы видим и на ближайшем к Монументу дружбы народов роднике. У подножия монумента к 250-летию Ижевска были установлены также два небольших гранёных обелиска с пирамидальными наконечниками из разноцветных мраморов с цифрами «1760» и «2010», гербом Ижевска с придавленными тяжёлыми кузнечными клещами гроздьями рябины и изображением льва с пушкой в пасти.


Это изображение (нагрудный знак пушкарей Московского государства), которое я принёс проектировщикам набережной, было взято мной из книги научного сотрудника музеев Московского кремля М.Э. Портнова «Царь-пушка. Царь-колокол» (М., 1990). Оно имеет опосредованное отношение к добровольно-принудительному присоединению Арского княжества (Удмуртии) к Московскому государству (России) при Иване Грозном, штурмовавшем Казань со стороны Арского (то есть Удмуртского) поля при помощи пушек и пороховых подрывов кремлёвских башен, одна из которых носила название Арской.


Несмотря на стремление президента Волкова уничтожить историческую и градостроительную связь Ижевска с Петербургом, два обелиска с львиными мордами эпохи Московского царства тем не менее перекидывают мостик с набережной зодчего Дудина и в его родной город на Неве. Обелиски у Монумента Дружбы народов повторяют форму и масштаб небольших обелисков («мраморных верстовых пирамид»), установленных в Петербурге в 1772-1775 годах на Царскосельской (ныне трасса Московского проспекта) и в 1777-1787 годах на Петергофской (ныне трасса проспекта Стачек и Петергофского шоссе) дорогах в ходе работ по их благоустройству. Начаты они в 1764 году, когда Ижевску исполнилось четыре года.


Верстовые столбы начинались у границы Петербурга – на набережной реки Фонтанки, где в XVIII веке заканчивался трезубец центральных проспектов города, главным из которых был Невский проспект. И далее следовали до дворцовых пригородов Петербурга – Царского Села и Петергофа. Гранитные столбы с пирамидальными верхушками увеселяли взор придворных при пасторальном путешествии в пригородный «Версаль». На верстовых столбах указывалось расстояние от Царского Села, Москвы и Петергофа до Петербурга. Верстовые столбы изготовлялись по проекту итальянского архитектора А. Ринальди (автора Мраморного дворца на Дворцовой набережной Невы) из разноцветных мраморов и гранита возле Адмиралтейства, у самого начала трезубца центральных проспектов в мастерских «Конторы строения Исаакиевской церкви», отличались хорошо найденными пропорциями. В Петербурге верстовые столбы сохранились на набережной реки Фонтанки в начале Московского проспекта, а также на Пулковском и Петергофском шоссе.


В Ижевске гранитные подобия петербургских «верстовых пирамид» стали единственными петербургскими матрицами, установленными при реконструкции набережной зодчего Дудина президентом Волковым в 2010 году. Петербургские матрицы набережной зодчего Дудина в виде гранитных пирамид, как не столь широко известные образы Петербурга, всё же «пролезли» на юбилейный объект, реконструируемый под неусыпным оком президента Волкова.