Повышение социальных выплат, по мнению ряда экспертов, по сути, агония нынешней пенсионной системы в России. В 2000 году, когда президент Путин пришел к власти, его важнейшим приоритетом во внутренней политике было создание пенсионной системы, которая могла бы обеспечить, с одной стороны, высокий уровень пенсий, а с другой - ослабила бы пенсионную нагрузку на бюджет страны. Эту задачу в теории решала пенсионная накопительная система, однако реальный переход на нее так и не произошел.


«Сейчас в России функционирует старая пенсионная система, которая может адекватно функционировать в условиях, когда в стране еще не завершился процесс индустриализации и урбанизации, когда в составе населения очень высока доля молодых людей, а доля старых достаточно низка. Мы сейчас живем в совершенно обратной ситуации. В России уже давным-давно завершилась урбанизация и индустриализация. Известно, что у нас есть большие проблемы с рождаемостью. Все больше пенсионеров приходится на одного занятого. В связи с этим старая пенсионная система трещит по швам», - считает Кирилл Родионов, сотрудник Института экономики переходного периода.


В 2010 году дефицит Пенсионного фонда составил 1 трлн 166 млрд рублей, или почти 3% ВВП России. Финансирование дефицита ПФР сегодня - одна из крупнейших статей федерального бюджета. Предвидя надвигающуюся катастрофу, в 2009 году правительством было принято решение о повышении социальных взносов для предприятий почти на 10 процентов и моратории на дальнейшее повышение зарплат работникам бюджетной сферы. То есть проблема решится, но решится ненадолго, повышать налоги до бесконечности, конечно же, нельзя. Как разрешит эту проблему правительство, остается только гадать. Зато уже сейчас можно посмотреть на то, к чему приведет повышение налогов.


Последствия


Лаборатория конъюнктурных опросов Института экономической политики задала руководителям 570 российских предприятий вопрос, как, по их мнению, отреагируют компании их отрасли на повышение ставок социальных налогов, чем его покроют.


Респонденты должны были выбрать несколько вариантов ответа. Опрос показал, что лишь 58% предприятий согласны на уменьшение прибыли, остальные же планируют поддерживать статус-кво поднятием отпускных цен на свою продукцию, сокращением расходов на персонал и использованием различных схем ухода от налогообложения.


Согласно исследованию, в результате повышения налоговых ставок 17% работодателей снизят своим работникам зарплату, 29% прибегнут к увольнениям, 43% сократят социальные расходы на персонал, в частности, траты на добровольное медицинское страхование работников и на льготные займы. 29% опрошенных руководителей отреагируют на рост ставок сокращением инвестиций, 10% работодателей переведут часть зарплат «в тень», 9% – переоформят зарплаты на самых квалифицированных работников, чтобы затем распределить их «в конвертах» среди всех сотрудников (предел налогооблагаемой базы на одного работника установлен на уровне 415 тыс. рублей, а все, что больше, страховыми взносами не облагается). 9% работодателей ожидают падения объемов выпуска, а 1% предприятий, уже сейчас работающих на грани рентабельности, после повышения налогов вовсе будут вынуждены полностью остановить производство.


Помимо всех этих мер 70% опрошенных производителей планируют поднять цены на свою продукцию, а это значит, что через какое-то время они ускорят и без того выросшую к зиме потребительскую инфляцию.


Таким образом, в результате повышения ставок обострятся отношения государства и бизнеса, работодателей и работников и в конечном счете – государства и граждан. «Повышение ставок ударит по всем, и настроения в обществе значительно ухудшатся», – предупреждает директор по социальным и экономическим исследованиям Центра стратегических разработок Сергей Белановский.


Другие повышения


Минфин РФ подготовил поправки в Налоговый кодекс о введении единого налога на недвижимость со ставкой 0,1%, введение которого было одобрено Президентом РФ Дмитрием Медведевым. Новый налог должен заменить земельный налог и налог на имущество физлиц и организаций. В настоящий момент налог на имущество взимается с организаций в региональные бюджеты с балансовой стоимости имущества, максимальная ставка - 2,2%, тогда как налог на имущество с граждан взимается в муниципальные бюджеты, ставка - до 2%. И эти проценты рассчитываются согласно оценке БТИ. На новые дома оценка БТИ в 2-3 раза ниже реальной рыночной стоимости, на дома постарше несоответствие оценочной стоимости БТИ и реальной рыночной может составлять до пятисот, а иногда и тысячи раз. В соответствии с новым налогом, который отталкивается от реальной рыночной стоимости, если у вас квартира стоит, предположим, два миллиона, что является в принципе средней ценой по Ижевску, то платить в год вы будете, соответственно, порядка 20 тысяч рублей. Это в десятки раз выше, чем среднестатистический гражданин платит в настоящее время. По словам чиновников, данные поправки примут не раньше 2013 года. То есть наслаждаться пониженным налогом осталось около двух лет.


В очередной раз хотят повысить транспортный налог. В конце августа заместитель министра промышленности и торговли Андрей Дементьев описал это предложение в письме, разосланном на согласование в различные ведомства. Министерство предлагает привязать базовую ставку сбора к экологическому классу машин. Автомобили стандарта «евро-5» и выше получат 30-процентную скидку. Владельцев машин стандарта «евро-3» ждет 20-процентное повышение, а сбор для автомобилей «евро-2» вырастет на 60%. Больше всего нововведение ударит по владельцам авто, выпущенным до 1 января 2006 года, - для них налог удвоится.


Также в России повышаются акцизы на табак и водку. В 2011-2013 годах они ежегодно будут расти на 30 и 10 процентов соответственно. Что должно сказаться и на цене водки и табака. Понятно, что если правительство, привыкшее заполнять бреши в бюджете за счет нефтяных и газовых доходов, начинает повышать налоги, то дело совсем плохо. Возможно, что повышение этих налогов в совокупности вполне может повлечь за собой самый настоящий социальный взрыв - население уже давно отвыкло затягивать пояса. А придется, и что будет делать власть с недовольным населением и население, недовольное властью, еще предстоит увидеть.





Для сравнения: по состоянию на 2008 год в Южной Корее взносы на пенсионное обеспечение составляли 9%, в Канаде - 9,9%, в Японии - 14,64%, в США - 15,3%, во Франции - 16,65%, в Германии - 19,9%. При этом во всех названных странах, за исключением Франции, обязанность уплаты взносов поровну поделена между работодателями и работниками (во Франции 6,75% платит работник, а 9,9% - работодатель). В России же все 26% обязан платить работодатель.