Во сколько обошлись жителям такие «инновационные» окна от «Ижкомцентра», они узнают из годового финансового отчета. Именно угроза попасть в такую ситуацию заставила жильцов ижевского дома по улице Автозаводской отказаться в конечном счете от своего перехода под управление ООО «УК «Ижкомцентр». Сделать, впрочем, это оказалось непросто...


Житель дома №8 по ул. Автозаводской Сергей Тюкалов рассказывает, что до начала этого года не старался вникать в тонкости управления родной многоэтажкой: дом поменял управляющую компанию лишь однажды (ГЖУ на «Жилкомсервис»), и с тех пор текущие вопросы обслуживания и благоустройства в основном решались без непосредственного вмешательства большинства собственников. В апреле в доме сменился старший по дому, и первая же инициатива, с которой новая уполномоченная собственников вышла к жильцам, касалась смены управляющей компании на ООО «УК «Ижкомцентр» - по словам Сергея Тюкалова, никаких доводов в пользу этого решения представлено не было, а заочное голосование было проведено чрезвычайно поспешно и без каких-либо попыток вынести вопрос на общее обсуждение. Жильцы пристальнее присмотрелись к новой УК уже после принятия решения – тут-то и поднялся шум.


Живой пример был перед глазами: соседний дом №10 находится под управлением «Ижкомцентра» не первый год. Надо сказать, что оба дома имеют девять этажей и четыре подъезда, что уже само по себе немаленькое хозяйство, и в деталях оценить качество работы УК рядовому жителю непросто. В наиболее общем виде эти сведения отражаются в годовом финансовом отчете управляющей компании, открытом для собственников жилья. Цифры, которые содержатся в документах «Ижкомцентра» по дому №10, повергли многих жителей в шок.


Согласно этому отчету, по итогам 2009 года жители дома задолжали управляющей компании 1,434 млн руб. Если разделить эту сумму на 143 квартиры, то в среднем на семью выходит по 10 000 (!) руб. Из них лишь около 40 тыс. руб. приходится на долю неплательщиков – эта сумма соответствует совокупной задолженности всех квартир за отопление, водоснабжение, канализацию и так далее. Все остальное представляет собой счет, выставленный управляющей компанией за услуги по текущему ремонту многоквартирного дома, где, в частности, 1,183 млн руб. подведено под строку «благоустройство территории». Как утверждает Сергей Тюкалов, специально разбиравшийся в этом вопросе, данную сумму жильцам дома придется заплатить за ремонт внутридворового проезда, который, скорее всего, не относится к придомовой территории и должен восстанавливаться за счет средств городского бюджета.


В бюджете, конечно, деньги на это могут искать до второго пришествия, но это уже отдельная история. Важнее вопрос о расценках на выполнение работ. Например, благоустройство аналогичной дорожки у дома №8 оценено другой управляющей компанией в 680 тыс. рублей, причем вместе с парковкой, которой у 10-го дома нет.


Финансовый отчет за первое полугодие 2010 года на сайте «Ижкомцентра» пока не опубликован, но Сергей Тюкалов полагает, что политика компании в этом отношении вряд ли изменилась. По его сведениям, в нынешнем году, например, замена стеклопакетов в доме №10 обошлась ориентировочно в 170 тыс. рублей на каждый из четырех подъездов. «Знакомые специалисты при виде этого ремонта были в большом недоумении, - говорит Сергей. – Две третьих окна закрыто непрозрачным пластиком, с внутренней стороны нет подоконников, нет штукатурки, саморезы торчат».


Ознакомившись с делами соседей, активные жители дома №8 решили действовать. Было проведено несколько собраний, которые проходили весьма непросто, поскольку «Ижкомцентр» не собирался легко расставаться с очередным объектом управления. В частности, собрание, проходившее 21 июля в школе №71 по пригласительным билетам, было сорвано, как говорится, «с применением спецсредств»: к назначенной дате, рассказывает Сергей, неизвестными был осуществлен массовый вброс «левых» пригласительных по окрестным домам, находящимся под управлением «Ижкомцентра». В результате на встречу явилось множество обманутых жителей района, не имевших ни малейшего представления, для чего их сюда пригласили.


Наконец, с начала августа в «мятежном доме» начали происходить совсем уж загадочные вещи. Месяц назад во всех подъездах одновременно была срезана электропроводка лифтов (восстанавливали за счет текущего ремонта), а совсем недавно – украдены десять секций батареи отопления, подготовленных к установке. «Столько чудес сразу в одном доме – это чересчур, - рассуждает Сергей Тюкалов. – Такое ощущение, что такими методами среди жильцов целенаправленно создается нервозная обстановка».


В результате противостояния, продолжавшегося пять месяцев, жильцы поддержали Сергея Тюкалова, избрав его старшим по дому. Место «Ижкомцентра», де-юре управлявшего домом всего 17 дней, заняла другая управляющая компания. Одной из своих задач как уполномоченного собственников Сергей считает установление жесткого контроля за расходованием денежных средств.