О законности


«Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Требования сотрудника полиции, обращенные к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное», - гласит ст. 32 пункта 2 проекта закона «О полиции».


Начнем, пожалуй, с этого. Если немного вдуматься, то от смысла этой «презумпции законности» буквально всех требований сотрудников полиции становится немного не по себе. Раньше закон гласил: «Законные требования сотрудника милиции обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Невыполнение законных требований сотрудника милиции и действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке». Из этой нормы следовало, что заведомо незаконные требования сотрудника милиции гражданин мог и проигнорировать и даже сообщить об этом по телефону доверия МВД. Теперь же по «телефону доверия» граждан могут перенаправить разве что в суд.


Получается, что по новому закону, если к вам подошел полицейский и попросил, например, снять штаны и прокукарекать, ваши доводы о незаконности его требований будут пропущены мимо ушей. И полицейский может принудить вас исполнить его требования, и лишь потом вы вправе оспорить их в судебном порядке. «Сотрудник полиции в случае отказа гражданина или должностного лица от выполнения его законного требования имеет право принудить гражданина или должностное лицо к выполнению этого требования», - говорится в проекте закона «О полиции».


О жилище


«Полиция имеет право входить беспрепятственно либо проникать в любое время суток в жилые и иные помещения граждан… с повреждением, если в этом есть необходимость, запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих входу… при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается преступление», - говорится в ст. 15 проекта закона «О полиции».


Возможно, я покажусь занудой, но разве эта норма не противоречит Конституции Российской Федерации? «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения», - гласит ст. 25 Основного закона, имеющая прямое действие. А формулировка «при наличии достаточных оснований полагать» откровенно ставит в тупик. Ибо более расплывчатой формулировки придумать нельзя в принципе. Получается, простая мысль полицейского, не подтвержденная ничем - это уже достаточное основание полагать, что в квартире гражданина Сидорова, например, совершается преступление. После того как милиционер вломился в жилище, он должен уведомить об этом прокурора в течение 24 часов. Это же целые сутки беспредела!


Обо всем понемножку


Полицейские будут иметь право ограничивать свободу передвижения граждан на срок до одного часа, для того чтобы проверить документы, при необходимости получить объяснения и решить вопрос «о возможности и необходимости применения к гражданам [...] мер принуждения» при наличии «достаточных данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества», говорится в новом законе. Насколько должны быть достаточны данные, в законе не уточняется.


В ст. 9 проекта закона под названием «Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан» пункт 3 гласит: «В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности, кроме случаев, когда такое разъяснение невозможно либо неуместно». А в следующем пункте сказано: «Сотрудник полиции, обращаясь с требованием к гражданину или осуществляя действия, ограничивающие права и свободы гражданина, обязан предъявить служебное удостоверение, кроме случаев, когда такое предъявление невозможно либо неуместно». К слову «неуместно» гражданам лучше привыкнуть заранее. Ибо, как мне кажется, это слово от сотрудников милиции при просьбе предъявить документы или объяснить причину задержания в случае принятия такого закона они будут слышать постоянно.


Согласно проекту закона, задержанному можно будет воспользоваться услугами адвокатов только с «момента водворения его в специально отведенное помещение», несмотря на то, что в УПК четко прописано, что на это человек имеет право с момента задержания, которое фиксируется составлением протокола. А до момента водворения в спецпомещение проходит порой очень много времени. Чем, скорее всего, и будут пользоваться полицейские.


Законопроект «О полиции» в его нынешней редакции позволяет полицейским «беспрепятственно, на безвозмездной основе в служебных целях» пользоваться компьютерами и телефонами граждан и организаций, а также «беспрепятственно знакомиться в организациях с необходимыми материалами, документами, статистическими данными и иными сведениями».


Опыт СНГ


Как стало ясно, реформировать систему МВД решили, переименовав это ведомство и наделив его небывалыми полномочиями. «Проект закрепляет и раскрывает новую, партнерскую, а не доминантную модель взаимоотношений полиции и общества. Это позволит каждому сотруднику при осуществлении своих обязанностей ощущать себя частью общества, а обществу, в свою очередь, лучше понимать, что оно делегировало полиции функции защиты себя от бесправья, включая не очень приятную и специфичную миссию принуждения во имя закона», – прокомментировал новый законопроект министр МВД Рашид Нургалиев.


По поводу «делегирования функций» это он в точку, делегировать после этого закона полиции будет уже нечего. Довольно-таки странный шаг расширить полномочия госоргана, которому население практически перестало доверять.


А как подобные вопросы решались в других странах бывшего Союза? Самым удачным опытом реформирования системы МВД принято считать опыт Грузии. Там, по сути, было полностью разрушено старое ведомство и отстроено новое «с нуля». Были уволены все без исключения руководители силовых структур. Первой структурой МВД, за которую взялся новый президент Грузии Саакашвили, стала ГАИ. Выступив через несколько дней после президентских выборов по всем каналам национального телевидения, Саакашвили предъявил гаишникам ультиматум: либо в недельный срок они перестают брать взятки и запугивать людей на дорогах, либо уволят всех без исключения. Ровно через неделю по предложению президента парламент принял закон «О патрульной полиции». Новое ведомство объединило бывшую дорожную полицию и оперативную службу. Тысячи полицейских были уволены из органов. Кроме того, в первые месяцы работы патрулей эфир ведущих телекомпаний был переполнен кадрами дачи взяток новым «гаишникам», которые снимались скрытой камерой агентами спецслужб. Пойманные на взятке в размере 50 долларов отправлялись в тюрьму сроком на 10 лет. Так продолжалось до тех пор, пока их коллеги не поняли, что брать нельзя. Для сотрудников новых «патрулей» были тысячами закуплены новые Volkswagen Passat, на которых они вполне успешно стали гоняться за преступниками на улицах. А расследованием преступлений занимались другие структуры МВД, где власти сохранили профессионалов, ужесточив контроль над их деятельностью. Одновременно власти начали кампанию популяризации полиции. На улицах вывесили билборды с фотографиями улыбчивых «патрулей» обоего пола. Полицейских приглашали - на американский лад - в школы, чтобы те проводили уроки. На настоящий момент МВД Грузии пользуется доверием 87% сограждан. Чем не хороший пример?


Но, к сожалению, в ситуации с современной Россией такое развитие ситуации, видимо, невозможно. Потому что верхушку МВД никто пока трогать не собирается. Эта особенность ситуации – реформирование грузинской полиции прошло на волне революции, когда новая власть ещё имела большой кредит доверия от народа. Власти современной России могут опираться только на репрессивную систему. В том числе и на систему МВД, силами которого удобно разгонять митинги оппозиции и запугивать население. Но об этом пока можно поговорить. Обсуждение законопроекта продлится до конца года.