Архив публикаций на партийном сайте ЕР говорит о том, что 13 городов-«миллионников» - региональных столиц тогда получили по одному миллиарду рублей каждый. В течение всего 2008 года ни одной публикации на сайте ЕР об этом проекте не было. В 2009-м – всего две публикации. А с июня текущего года как прорвало! Высокопоставленные чиновники восьми регионов (Тверь, Челябинск, Удмуртия, Брянск, Магадан, Карелия, Барнаул, Ростов-на-Дону) с чувством благодарят Партию за заботу о простых людях – всюду подчеркивается, что проект нацелен на межквартальные проезды, подъезды к больницам, детским садам и тротуары у жилых домов. Нигде пока мне не удалось найти текста самого закона о поправках в бюджет, в соответствии с которым бюджетные деньги должны пойти в 32 (по другой версии – 33) российских города на те самые «межквартальные проезды и тротуары», о которых нам рассказал Виктор Балакин. На эти поправки ссылаются, но опубликованными я их так и не видела.


Более того, с главной страницы сайта «Единой России» исчезла «иконка» проекта «Новые дороги городам России». А смысл последних по времени публикаций сильно противоречит общей концепции стартовавшего проекта. В новости за 8 июля депутат Государственной Думы Фоат Комаров, зампред думского комитета по транспорту, заявил ER.RU: «Сегодня <…> важно заложить твердую основу будущему производственному росту, начиная с реконструкции дорог, строительства мостов и транспортных развязок. Партия «Единая Россия» считает это своим приоритетным делом. Благодаря проекту «Новые дороги городов России» появится возможность направлять средства и привлекать инвестиции для развития транспортной инфраструктуры городов. При этом крайне важным шагом, по моему убеждению, является создание в России нескольких широтных дорог. В европейской части – 4-5, в Сибири, на Дальнем Востоке - две широтные скоростные дороги. А к ним должны подключаться все регионы со своей транспортной инфраструктурой». В комментариях к высказываниям г-на Комарова речь идет о 300-километровой «связке» между двумя федеральными трассами – М-7 «Волга» и М-5 «Урал», которая должна пройти с севера на юг по территории соседнего Татарстана.


В сообщении от 12 июля на интернет-странице проекта региональный (Ростов-на-Дону) руководитель партийного проекта «Новые дороги городов Единой России» Владимир Рожков говорит: «…состояние автомобильных дорог является сегодня объектом пристального внимания партии «Единая Россия». <…> По инициативе и при непосредственном участии депутатов политической партии «Единая Россия» на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт дорожно-мостовых объектов Ростова-на-Дону из бюджета Российской Федерации было выделено финансирование в объеме 1 млрд рублей. <…> Под выделенные средства … была сформирована … программа работ, предусматривающая мероприятия по реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог города Ростова-на-Дону».


27 июля руководитель РО «ЕР» г. Владимира благодарит за 331 млн «на строительство и ремонт автодорог».


Растерянность внизу


После широковещательных заявлений о начале проекта в Ижевске и Удмуртии (из регионального бюджета президент УР Александр Волков пообещал выделить на дорожные работы Воткинску, Сарапулу и Глазову по 25, Можге – 20 млн руб.) сюжеты в региональных СМИ на эту тему исчезли. Где и когда именно проходили обещанные партийными функционерами «сто пикетов» по сбору пожеланий от жителей, нигде не объявлялось. У Вечного огня в субботу, 17 июля (о чем мне лично сообщила пресс-секретарь Исполкома УРО ЕР Ксения Мороз), никакого пикета не наблюдалось.


Вечером во вторник, 20 июля, у кафе «Малахит» с опозданием минут на семь появились две немолодые дамы, на ходу натягивавшие на себя синие фартуки с символикой «Единой России». Ими со стороны руководил высокий мужчина, старавшийся не привлекать к себе большого внимания. Перед тем как разойтись в разные стороны, обе участницы «пикета» посетовали между собой, что лучше было бы просто разбросать листовки с приглашением жителям принять участие в составлении плана ремонта тротуаров по почтовым ящикам.


«Пикетировали» женщины без всякого энтузиазма. Никакого сопровождения (музыка, агитация и т.п.) не было. Они молча пытались вручить прохожим листовки. Кто-то брал, кто-то с раздражением отмахивался. Когда я сама попросила дать мне агитку, мне не сказали ни слова разъяснений, о чем идет речь, что надо сделать, кто проводит акцию. Надо полагать, от такого «пиара» «Единая Россия» получит не много бонусов. С другой стороны, это ведь говорит о том, что они боятся привлекать к себе внимание на улице, где нет «агитпропа», где лицом к лицу с народом, который возьмет и скажет, что он о них думает. И говорят.


На форуме


Это происходит на форуме, куда велено было обращаться с заявками на ремонт межквартальных дорог и тротуаров, открытом на сайте УРО «Единой России» (http://udm-er.ru/forum/). «Координатор» Андрей Волков дал две недели, чтобы высказаться всем желающим. Первая запись (моя – про тротуары в жилом массиве Буммаш) появилась только 16 июля (форум открыт 13 числа). По состоянию на 28 июля на форуме 45 пользователей оставили 61 сообщение. Бóльшую активность проявили женщины, бóльшую критичность – мужчины. Заявки зачастую очень эмоциональные – юзер Инна: «Огромная просьба обратить внимание на отрезок дороги по ул. Коммунаров, вдоль завода «Редуктор». Полмашины оставить можно!!!!! Очень просим!!!» или Levran: «Хоть и не верю, но всё же... Проезжая часть ул. Фруктовой. Каждый день боюсь, что колеса отлетят, и двор дома по ул. Школьной, 53, наблюдаю, как растёт и ширится на протяжении 6 лет любимая ямка, превращаясь в котлован».


Картина, которая в целом встаёт из этих «заявок», потрясает воображение – да есть ли целые дороги и тротуары в Ижевске?!


Есть неподтвержденная информация из коммунальных служб, сотрудники которых занимаются составлением списков тех участков дорог, которые должны войти в окончательный перечень ремонта, что «квоты», выделенные на того или иного кандидата «партии власти», так мизерны, что урезание происходило в несколько этапов. А затем всё снова повисло в воздухе – из центра якобы пришло «указание», что деньги проекта могут быть потрачены только на федеральные дороги. А федеральных дорог в Удмуртии, можно сказать, нет. Есть крохотный «отросток» от федеральной трассы М-7 «Волга» длиной в 35 км, именуемый в Атласе автомобильных дорог России «подъезд к Ижевску». Говорят, что спасать предвыборный проект в Москву на днях улетал сам Волков, только не младший, а старший. Так что самое ближайшее будущее покажет, как «Единая Россия», собравшаяся осчастливить за счет бюджета жителей трёх десятков регионов, вырулит из «тупика», образованного их же думскими лоббистами. В любом случае, ни «муниципальный», ни «федеральный» вариант не сулит рядовым избирателям долгосрочного и принципиального решения насущных проблем. Впрочем, как и в 2007 году, никто, нигде и никогда не обнародует, как именно был на практике реализован еще один проект по «распилу» бюджета «партией власти».





ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Юрий Гаврилович ЧЕРНЯВСКИЙ, кандидат технических наук, специалист в области литейного производства и металлургии, большой стаж вождения, работающий пенсионер, занимается производством бытовых радиаторов (во время работы в НИИМТ разрабатывал военные радиаторы для танков).


- Им, видать, выгодно каждый год дороги ремонтировать. Потому что как они сейчас кладут асфальт? Они туда щебенки либо совсем не кладут, либо кладут крайне мало. А принцип асфальта – это тот же самый принцип создания резцов. Резцы делают так: сначала берут основу из мягкого металла и вплавляют туда мелкие частицы тугоплавких металлов. Это не нанотехнологии – частицы более крупные, – но все же их размеры довольно незначительны. Каждая из этих частиц оставляет царапину на обрабатываемой поверхности. А так как частиц много, то в итоге они оставляют на поверхности след определенной глубины. Если вмешать меньше частиц, то мягкая основа будет быстрее изнашиваться. То же самое с асфальтом: мягкая основа - это гудрон, а твердая – это галька и песок. Износ асфальта состоит в том, что битум, который под давлением автомобильных колес выдавливается на поверхность дорожного покрытия, испаряется, переходя из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое. Все, наверное, видели асфальт с торчащим щебнем - это просто битум испарился. Что творится у нас?! Даже недавно отремонтированные улицы: 30 лет Победы, 50 лет ВЛКСМ, Холмогорова (это только по которым я часто езжу) – приходится каждый год перештопывать. Потому что кладут один песок. Это вот крышу на гараже я себе битумом и песком засыпал. Она долго простоит – по ней машины не ездят. Но дороги-то так класть нельзя. Я не думаю, что те, кто у нас дорогами занимается, глупее меня. Видимо, понимают, что делают.


Кроме того, я не понимаю, почему у нас не применяют технологию «шагреневой кожи». У меня родственники живут в Краснодарском крае, поэтому я там часто бываю. Так ведь там по дорогам сплошное удовольствие ездить. И там вы не увидите поперечных трещин на асфальте, как у нас. Потому что там уже давно и повсеместно используют эту технологию. Они кладут обыкновенный асфальт, потом заливают его сверху дополнительным слоем битума, а на этот битум укладывают ровный слой щебенки, которую катком вдавливают в этот битум. В итоге получается эластичный панцирь. Расстояние между камнями позволяет битуму играть во время температурных скачков, а щебень защищает основное покрытие от разрушения. На таких дорогах сцепление с покрытием гораздо выше. Время торможения сокращается. Я уверен, что это очень даже влияет на количество аварий. Правда, резина изнашивается быстрее. Но ради удобства и ради своего здоровья лично я готов заплатить за новые покрышки. У нас на одном из трактов пытались класть по этой технологии. Но у нас она почему-то не прижилась. Видимо, им выгоднее каждый год ремонтировать.