На российском ТВ и многочисленных сайтах «единороссов» этот проект связывался с именем «Единой России» с таким необыкновенным упорством, что можно было подумать, будто 16 млрд рублей для 32 городов страны партийцы выложили из собственного кармана. В действительности же речь шла о субсидиях из федеральной казны: соответствующие поправки к закону о бюджете РФ Госдума одобрила в начале июля. Вероятно, если бы «единороссы» все свои инициативы презентовали в том же духе, – на фоне обилия «медвежьей» символики, с непременным вынесением названия партии в титул проекта – то «Единая Россия» проиграла бы выборы всех уровней еще в каком-нибудь 2008 году.


Но в данном случае федеральные функционеры партии сделали своим, в частности, ижевским коллегам хороший подарок. Для «Единой России» в Ижевске, где 2010 год ознаменовался провалом бюджетной политики на фоне бесконечных торжеств и юбилеев, «Новые дороги городов Единой России» могут стать последним шансом поправить свою репутацию перед выборами в Городскую думу, назначенными на 10 октября. Примерно в этом, очевидно, и заключался смысл федерального «партийного» проекта: как разъяснил 7 июля в ходе своей пресс-конференции депутат Госдумы РФ от «Единой России», председатель Всероссийского совета местного самоуправления Валерий Гальченко, «деньги будут выделены на ремонт внутридворовых и межквартальных дорог». «Не на магистрали, не на развязки, не на крупные дороги, - особо подчеркнул депутат. – А на то, с чем мы сталкиваемся, выходя из собственной квартиры». Именно эта особенность программы вместе с назойливыми сообщениями местного телевидения о ходе ее реализации, видимо, и должна была обеспечить наглядность «заботы партии о людях».


Тем не менее в Ижевске инерция «фасадной» градостроительной политики, предусматривающей капитальные вложения лишь там, где это смогут увидеть и оценить «первые лица», очевидно, оказалась непреодолимой для местных «единороссов». Всего за несколько дней задачи дорожного проекта, сформулированные федеральным центром, на ижевской земле изменились до неузнаваемости.


Первый «тревожный звоночек» прозвучал 19 июля, когда в эфире ГТРК «Удмуртия» вышел сюжет, посвященный старту ремонтной кампании. «Ижевчане переживают, что окраину города и межквартальные проезды обошли вниманием, - рассказал корреспондент телекомпании в вечернем выпуске новостей. – Кроме того, деньги должны пойти на подъезды, ведущие к социальным учреждениям, – это жесткое условие федерации. Поэтому сегодня муниципалитет занимается ревизией всех дорог».


Что это за «ревизия», глава Ижевска Виктор Балакин в эфире «Вестей» разъяснить пытался, но так и не смог. «Межквартальные дороги – это дороги общего пользования, ими пользуются все, - заявил он перед телекамерой. - Я не говорю, что это автомагистрали, это дороги общего пользования, я еще раз повторяю – мы для этого сегодня занимаемся переклассификацией дорог, чтоб межквартальные дороги стали дорогами общего пользования». Все это заставляло, как минимум, насторожиться - тем более что в том же сюжете главный инженер одной из компаний-подрядчиков гораздо более внятно, чем глава города, пролил свет на изначальные приоритеты будущих вложений. «На второстепенных дорогах меньше нагрузка, там не требуется такой дорогостоящий асфальто-бетон, - пояснил он телезрителям. – Поэтому нужно в первую очередь положить на магистрали, там больше машин ходит. А на межквартальных, там и такой асфальт будет стоять».


Дальше – больше. Спустя некоторое время «Комсомольская правда в Ижевске» со ссылкой на начальника Управления информационно-аналитической работы Администрации г. Ижевска Анатолия Макарова сообщила, с чего начнется грандиозный «партийный проект». Ни о каких подъездах «к детским садам, школам и больницам» (и уж тем более – о тротуарах и внутридворовых проездах) речи больше не велось. Зато городские власти пообещали ижевчанам, что будут отремонтированы улицы Промышленная, Орджоникидзе и Славянское шоссе, – неожиданный поворот событий!


Именно Славянское шоссе ведет к элитным микрорайонам «Горка» и «Сосновый бор», где проживают глава администрации Ижевска Александр Ушаков, глава города Виктор Балакин, премьер Удмуртии Юрий Питкевич и многие другие действующие и бывшие начальники города и республики. Что касается улиц Орджоникидзе и Промышленной, то они, в свою очередь, прилегают к Дому дружбы народов, который так любит показывать высокопоставленным гостям столицы Удмуртии президент УР Александр Волков.


Справедливости ради надо сказать, что этими тремя улицами кампания, конечно, не должна ограничиться. В частности, на минувшей неделе начат ремонт на ул. 10 лет Октября, Холмогорова и Пушкинской. Однако сотрудники администрации Ижевска, общаясь с корреспондентом «Комсомолки», уже сейчас сочли нужным недвусмысленно намекнуть горожанам, что-де на все дороги столицы Удмуртии денег, конечно, не хватит, поэтому «придется выбирать самые запущенные».


Наконец, 21 июля координатор проекта «Новые дороги городов России» сын президента Удмуртии, член фракции «Единая Россия» в Госсовете УР Андрей Волков в эфире ТРК «Моя Удмуртия» расставил все точки над «i». «Дворы не попадают сюда, попадают только межквартальные и магистральные, дворовые сюда не попадают пока, - с заметным смущением отчитался он перед телезрителями. – Но, я думаю, мы себя хорошо зарекомендуем в этом году, освоим деньги, покажем хороший результат… Программа не на один год, я думаю, в следующем году нам деньги выделят также, и мы максимально зайдем уже во дворы». Было бы интересно узнать, что думает по поводу этих слов «удмуртского координатора» депутат Госдумы РФ Валерий Гальченко.


В то же время, насколько можно судить, вопрос о ремонте подъездов к учреждениям социальной сферы все же не снимается. Одной из основных «фишек» рекламного проекта «единороссов» по всей стране стала «интерактивность»: предполагается, что окончательный список дорог, подлежащих ремонту, будет формироваться на основе заявок, поданных гражданами через Интернет, администрации городских районов и приемные партии «Единая Россия». Правда, есть основания полагать, что исполнение пожеланий ижевчан будет происходить по остаточному принципу.


В частности, не претендуя на особую точность, долю «парадных магистралей» в общем объеме запланированных работ можно оценить в рублях хотя бы приблизительно. По словам Дениса Агашина, выступавшего на днях перед президиумом Правительства УР с докладом о целевой программе развития дорог Удмуртии, стоимость капитального ремонта 1 километра дорожного полотна в республике на сегодняшний день превышает 20 млн рублей. Грубое сложение длин улиц Орджоникидзе (2,5 км – от перекрестка с ул. Промышленной), Промышленной (1,5 км) и Славянского шоссе (6,5 км) дает 10 с половиной погонных километров капитального ремонта. В пересчете на деньги это составляет как минимум 210 млн рублей, или более трети от всей суммы, выделенной из бюджета Российской Федерации. А ведь есть еще 10 лет Октября, Холмогорова, Пушкинская и т.д. – действительно, какие уж тут «внутридворовые проезды».


Вряд ли кто-нибудь сомневается, что ремонт магистральных дорог Ижевска – это хорошо. Зато уже сейчас массу вопросов вызывает система, в очередной раз преподносящая гражданам их собственные деньги как «подарок партии», снизошедшей до электоральных масс. А ведь «освоение средств», по сути, еще только начинается. Как там в старом советском анекдоте: «Спасибо Партии родной – за наш законный выходной»…