На другой день из сообщения на официальном сайте органов власти Удмуртии стало известно, что президиум уже состоялся. По заверению пресс-службы, отсутствие представителей СМИ при принятии решения объясняется «экстренным порядком» прошедшего заседания, в связи с чем чиновники якобы просто не успели разослать приглашения по электронным адресам редакций. Так, 16 июня среди прочих члены правительства утвердили условия приватизации трёх крупнейших автотранспортных предприятий Удмуртии: ОАО «Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта» (ИПОПАТ), ОАО «Удмуртавтотранс» и ОАО «Автовокзалы Удмуртии». Блокирующие пакеты акций этих предприятий, играющих важную роль в жизнеобеспечении населения республики, планируется продать на специализированных аукционах.


Специально для…


Специализированный аукцион как способ приватизации уже неоднократно применялся республиканскими властями, когда возникал риск появления сторонних инвесторов, не связанных с руководством Удмуртии какими-либо неформальными соглашениями. В отличие от обыкновенных аукционов, где цена продажи формируется непосредственно в ходе торгов, специализированные аукционы проходят в закрытом для его участников режиме. Понятно, что эта «закрытость» вряд ли коснётся потенциальных покупателей, связанных с властями, организующими торги, экономическими (а фактически коррупционными) интересами. Согласно законодательству, «продавец» обязан обеспечить конфиденциальность промежуточной информации о принятых заявках и произведенных платежах. Но это лишь согласно законодательству. Формально всё вроде бы чисто. Сумма платежа, которую участник аукциона предлагает для оплаты акций, должна поступить на счет Минимущества УР не позднее даты окончания приема заявок. Участник также представляет заявку на приобретение акций, в которой указывается сумма платежа, предлагаемая для оплаты акций, и количество акций. Если в заявке не указано количество приобретаемых акций, то такая заявка рассматривается как желание покупателя приобрести любое количество акций.


Суть этой процедуры в том, что по итогам специализированного аукциона к приобретению акций будут допущены не один, а несколько «победителей», которые приобретут акции по единой цене за одну акцию, но в разных объемах, согласно поданным ими до этого заявкам. Спустя пару недель из сообщений информационных агентств, как правило, становится ясно, что большая часть проданных разным участникам аукциона акций аккумулирована в чьих-то одних руках. И что-то подсказывает, что в случае с автотранспортными предприятиями Удмуртии эти «руки», скорее всего, будут чем-то напоминать «руки» первых лиц нашей республики.


Шило на мыло


Согласно сообщению на официальном сайте Администрации Президента и Правительства УР, на специализированные аукционы выставлено 99 238 обыкновенных акций ОАО «ИПОПАТ» (нормативная цена одной акции - 894,9 руб.), 62 871 акция ОАО «Удмуртавтотранс» (526 руб.) и 5282 акции ОАО «Автовокзалы Удмуртии» (1465,4 руб.). Таким образом, доходы от приватизации блокирующих пакетов акций трёх основных автотранспортных предприятий должны принести в республиканский бюджет не менее 199,3 млн рублей. При этом казна Удмуртии лишится ещё одной группы своих ликвидных активов.


Прибыли ИПОПАТ


ОАО «Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта», больше известное в столице Удмуртии как ИПОПАТ, вопреки навязываемому сверху представлению как о предприятии, сводящем концы с концами, по итогам работы в прошлом 2009 году показало 37,7 млн руб. чистой прибыли. Сохранение социального проездного для ижевских пенсионеров, отменённого с 1 октября, не ухудшило бы этого показателя, поскольку данная льгота должна была компенсироваться из местного бюджета. Недавний случай с выделением 80 млн рублей на выкуп и разрушение памятника истории - здания бывшего правления «Ижстальзавода» - яркое свидетельство того, что если власти чего-то действительно хотят, то деньги всегда находятся. В целом по прошлому году из бюджетов всех уровней на компенсации льготного проезда различных категорий льготников ИПОПАТ получил в сумме 155,8 млн рублей, из них из федерального бюджета – 77,5 млн рублей. Всего от всех видов перевозок в 2009 году ИПОПАТ заработал более 1 млрд рублей, из которых порядка 800 млн руб. - доходы от перевозок пассажиров внутри Ижевска. Средняя зарплата водителей автобусов и кондукторов, составляющих по численности почти три четверти коллектива работников ИПОПАТ, по данным администрации предприятия, в 2009 году составляла 18 070 руб. и 10 585 руб. соответственно.


Рулить так рулить


Накануне приватизации ИПОПАТ республиканские власти, являющиеся единственным собственником предприятия, успели несколько раз увеличить уставный капитал акционерного общества. С 1 января 2008 года по настоящее время уставный капитал ОАО «ИПОПАТ» вырос с 203,4 млн до 340,6 млн рублей. При этом номинальная стоимость одной акции уменьшилась с 1000 до 858 рублей. За счёт вливаний в уставный капитал и бюджетных субсидий серьёзно обновлялся автопарк ИПОПАТ. Всего за прошлый год стоимость транспортных средств на балансе предприятия возросла на 192,3 млн рублей. Так, по данным администрации предприятия, в 2009 году за счет бюджета было приобретено 42 автобуса на общую сумму 143,2 млн рублей и ещё 17 новых автобусов куплено за счёт собственных средств. Это около 14 процентов от среднесписочного количества автобусов, состоявших в парке ИПОПАТ в 2009 году. Общая вместимость этих «среднесписочных» 430 автобусов, по официальным данным, за прошлый год составляла 11 188 мест, что позволяет ИПОПАТ перевозить более 400 тыс. пассажиров в сутки. Впрочем, как отмечается в пояснительной записке к годовому отчёту ОАО «ИПОПАТ», из-за «осложнения экономической ситуации в городе» и «снижения деловой активности» пассажирооборот на внутригородских перевозках снизился по сравнению с 2008 годом на 3,5 млн человек (3,7%), на пригородных перевозках снижение составило 669 тыс. человек (9,2%).


Они стали меньше ездить


Среди причин, отразившихся на снижении пассажиропотока, в официальных источниках не называется сокращение социальной поддержки со стороны республиканских и местных властей, а также методы «оптимизации» пригородных маршрутов, количество автобусов на которых сократилось в 2009 году на 10 процентов при росте протяжённости маршрутов (на 1,3%) и сокращении самих маршрутов (-1). В результате с прошлого года ижевским пенсионерам стало гораздо сложнее добираться до своих садовых массивов в пригороде. В этом контексте самым значительным фактором для снижения пассажиропотока должен был стать окончательный отказ властей в четвертом квартале 2009 года от компенсации расходов на социальный проездной для почти 60 тыс. ижевских льготников. В среднем при двух ежедневных поездках в день их вклад в общий пассажиропоток Ижевска должен был составлять 43,8 млн пассажиров в год или 120 тыс. в день. Это порядка 30 процентов от суточного пассажиропотока на городских маршрутах Ижевска.


Зачем его продавать?


При среднем пассажиропотоке 400 тыс. человек в сутки, о котором говорят сами транспортники, и при действующей цене одной поездки 11 руб. дневная выручка ИПОПАТ должна составлять в среднем 4,4 млн рублей. Это порядка 1,6 млрд рублей в год. При этом блокирующий пакет акций ОАО «ИПОПАТ» власти готовы продать за 88,8 млн рублей, значит, контрольный пакет акций по аналогии Правительство УР оценит не более чем в 180 млн рублей, т.е. в сумму чуть более 11 процентов годовой выручки ИПОПАТ. Стоит ли его вообще продавать? Учитывая, что ИПОПАТ не обычный бизнес, а предприятие, на котором лежит серьёзная социальная функция. Из отчёта администрации ИПОПАТ следует, что в обеспечение этой функции республиканские и местные власти вложили в 2009 году всего 78,3 млн рублей. Это чуть меньше, чем потрачено на выкуп и разрушение здания правления «Ижстальзавода», и в два раза меньше, чем планируется на то, чтобы полностью достроить и заполнить животными зоны первой очереди – «Горная страна» и «Наша тайга» - в новом Ижевском зоопарке. Обеспечение жителей столицы Удмуртии недорогим и удобным общественным транспортом - это, видимо, не то, что по логике лоббистов приватизации ИПОПАТ является «зоной первой очереди».