Жители дома Асфира Сабирова, Лидия Максимова и Камиль Сабиров считают, что управляющая компания «ЖРП-19» обслуживает их дом из рук вон плохо.Выдержка из ответа на запрос в Прокуратуру УР


Установлено, что управляющей организацией ОАО «ЖРП № 19» в нарушение требований ст. 157 Жилищного кодекса РФ, а также постановления Администрации г. Ижевска «Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных домов города Ижевска» начисление платы за тепловую энергию производилось по завышенному нормативу при отсутствии соответствующего решения собственников многоквартирного дома. Согласно материалам проверки, разница сумм между предъявленной к оплате и начисленной (более 600 тысяч рублей. – Ред.) потрачена управляющей компанией на проведение текущих и капитальных ремонтов. Прокурором республики поручено прокурору района возбудить административное производство.

Старший советник юстиции В.Г. Вечтомов


В прошлом месяце превратившийся в «территорию раздора» дом № 82 стал ещё и причиной околополитического скандала. Известный своей борьбой с монополистом на местном рынке тепла Рауф Кутдузов, руководитель «Райжилуправления», был обвинён в подкупе директора ЖРП-19 Гущина, который, по версии обвинения, якобы получил от Кутдузова крупную сумму денег за передачу некой «документации» по спорному дому. Этот сюжет был оперативно освещён фактически всеми республиканскими СМИ, что само по себе возможно только с согласия республиканских властей. После такой информационной кампании в отношении конкурента руководство ЖРП-19 получило серьёзное преимущество в борьбе за настроения жителей, но за месяц здесь почти ничего не изменилось.


Чтобы понять, как будет развиваться ситуация дальше, в этот понедельник, 14 июня, я встретилась с жителями дома № 82 – как с теми, кто недоволен сложившейся ситуацией, так и с их оппонентами. Вот что в результате осталось на моем диктофоне.


«Мы считаем, что ЖРП-19 обслуживает наш дом из рук вон плохо, – говорит Камиль Хадиевич САБИРОВ, житель дома из 2-го подъезда. - Нет нормального обслуживания. Все наши обращения по поводу текущих нужд либо просто игнорируются, либо выполняются спустя рукава. К примеру, еще в момент перехода у нас в подъезде после аварии были отключены обогревательные приборы. Два года подъезд не обогревался никак! В нем был настоящий каток! Ценой громадных усилий и большой служебной переписки заставили управдома заняться подъездом. Сделали две новых батареи (не закрепили, они ходуном ходят), на 1-м этаже тепла всю минувшую зиму так и не появилось. На третьем этаже батареи нет, на 7-м – радиатор болтается. В официальном ответе написали – «сделали частично». Мусоросборники ни разу уборщица не протерла, там пыль и грязь. На первом этаже нашего подъезда находится офис какой-то компании, куда постоянно ходят клиенты. Это и грязь, и беспокойство. Сколько мы ни писали, чтобы их заставили сделать автономный вход, чтобы не пользовались подъездом, ответ один – квартира числится жилой, ничего сделать не можем. Хотя, на наш взгляд, если ведется какая-то деятельность, почему они в налоговых органах не зарегистрированы? Почему это никого из начальства не волнует? Мы думаем, что это коррупция».


Тамара Уфимцева и Анна Письменник в споре двух компаний поддержали сторону Рауфа Кутдузова.«Нашему дому в августе будет 30 лет, – дополняет супруга Асфира Бариевна САБИРОВА. - Трубы все в очень плохом состоянии. Нашей квартире не повезло с верхними соседями – заливали с самого начала постоянно. Но в последнее время заливает из-за того, что трубы рвёт. Три года мы ждали, когда ЖРП-19 отремонтирует нашу кухню после залива из-за порыва стояка! Три года! И то нам сказали – краска ваша, штукатура-маляра вам только дадим, и потолок сами делайте! Так что вы думаете – 28 мая нас опять залило». «Вот, полюбуйтесь!» – говорит Асфира Бариевна, показывая на антресоли, где растрескалась краска, стенка из ДСП разбухла и начала рассыпаться.


«Когда наше голосование за РЖУ решили «перебить», хотя оно прошло в установленные сроки и набрало нужный процент голосов, то квартиры в доме начала обходить одна из жительниц нашего дома - Поткина Надежда, – рассказывает Лидия Алексеевна МАКСИМОВА. – Надежда Поткина агитировала за переход в 19-е ЖРП, ругая Кутдузова. Просто, я считаю, обманывала, народ баламутила. Мы знаем Рауфа Нурмухаметовича Кутдузова давно – это порядочный, умный, грамотный человек. Если бы не эта лживая агитация, у нас давно был бы порядок и чистота, как в соседних домах, которые ушли в РЖУ. Это ведь сразу видно, как дома обслуживаются. И стояки уже все поменяли, подъезды отремонтировали, дворы и газоны благоустроили. А в 19-м ЖРП, мы подозреваем, тогда просто «нарисовали» документы. Нас как с горки на санках в это ЖРП спустили! Мне эта Поткина в начале ноября какую-то «писульку», от руки написанную, показывала – вот, мол, мы теперь в ЖРП-19.
Но мы ведь читали газету «Житель», знаем, что, прежде чем передать, должны отремонтировать. Ничего этого никто не сделал. А тогдашний начальник ЖРП-19 Тухватуллин, когда мы к нему ходили, сказал, что у него организация коммерческая, теперь за все мы должны будем ему платить. И вот за все три года ни одного гвоздя не забили».


Раида Аптекова одна из тех, кто предпочитает платить в «Райжилуправление».«Я первая на законном основании перешла к Кутдузову, – говорит жительница дома Раида Шахматовна АПТЕКОВА. - У меня договор с ним подписан, я квартплату плачу в РЖУ. Меня и в списки должников помещали, и юриста ко мне старшая по дому приводила, и к начальнику ЖРП-19 вызывали. Я говорю: вот у меня все квитанции налицо, долгов по квартплате не имеется. Зачем платить той компании, которая ничего для нас не делает. Я так и написала на списке неплательщиков: «Так держать!».


Первый раз мы покрасили свой подъезд после 80-х годов на собственные средства, а межоконные пространства оставили – пусть будут «памятником» ГЖУ! За 30 лет стены кисти не видели, разве так можно? А с лифтом что учудили? Остановили на два месяца, потом старшая по дому привела комиссию, те сказали: всё в порядке! Включаем. «Отчет» вывесили на 28.900 рублей – ни одной гайки не тронули, никакого ремонта не было! Так, видимо, договорились, чтобы денежки по документам с нас снять».


«Я с самого начала была в инициативной группе по переходу в РЖУ, – рассказывает ещё одна жительница дома Анна Павловна ПИСЬМЕННИК. - И вот три года боремся. Первый протокол Устиновский районный суд признал правильным. Вмешалось ЖРП-19. Они подали на обжалование. И Верховный суд отменил решение первой инстанции, принял решение передать дом в ЖРП-19. У нас создалось впечатление, что было такое указание сверху. Сейчас мы живем по договорам на один год. И как месяц остается до окончания срока, быстро начинают всех обходить, собирают подписи».


«Безобразно убираются уборщицы и дворники, – критикует работу ЖРП-19 Тамара Дмитриевна УФИМЦЕВА. - Я жаловалась старшей, а она мне отвечает: «Я тебе кто? Я не старшая!». Подъезды мыла моя знакомая, она мне сообщила, что им так и сказали – помойте только первый и шестой этажи, а остальное как хотите. Зимой тротуар не чистили, песком не посыпали. Коляски у молодых мамаш опрокидывались, проехать не могли. У меня в двух комнатах как были едва теплые батареи, так и остались - ничего добиться не смогла».


«У меня муж больной, мы только и можем, что на лавочке у подъезда посидеть, – жалуется Нина Анатольевна МУРЗИНА. - Ко Дню Победы вокруг все всё почистили, побелили, а у нас стыдно сидеть. Мастер мне говорит - просите старшую, она даст заявку. А та отвечает: «Я вам кто? Выбирайте своих!».


В целом, по словам моих собеседников, сложилась система «глухих телефонов», когда заявки на выполнение тех или иных работ невозможно донести до домоуправления – старшая, по утверждению жителей, этим заниматься не хочет, а работники ЖРП ссылаются на отсутствие заявок. Добиться чего-то можно лишь путем давления, считают мои собеседники. Отчеты ЖРП-19, развешенные в подъездах, жителям непонятны, голые цифры для них никакой информации не несут. В подъездах царит стойкий запах фекалий – из-за постоянных порывов в системе канализации. Землю для газонов и песок для песочниц завозят только для третьего корпуса, говорят жители. Они приводят реплику, которой их встретили в ЖРП-19: «Как вы нам надоели!». «Так отдайте нас другим компаниям!» – парируют жители. Но, по их мнению, цена вопроса - 500 тысяч рублей в месяц, эти средства, собираемые с дома за ЖКУ, заставляют управляющую компанию держаться за их дом.


Впрочем, не всё в доме № 82 так плохо - в противоположном корпусе, где живет Людмила Дмитриевна КЛУБКОВА, являющаяся официальным уполномоченным по многоквартирному дому, подъезд отремонтирован. Здесь аккуратный газон с разрисованными разноцветной масляной краской старыми шинами в виде вазонов для цветов и даже декоративные «лебеди». В ярко-желтый цвет покрашен цоколь дома. Я нашла Людмилу Дмитриевну сидящей на лавочке в компании еще трех женщин, которые представляться мне наотрез отказались. Отказались эти жительницы дома и от предложения сфотографироваться для статьи в газету. «Зачем это?» – отмахнулись они.


Уточнив, из какой я газеты, Людмила Дмитриевна сказала, имея в виду сторонников «Райжилуправления»: «Пусть переходят, их никто не держит, пусть не морочат нам голову!» «Из-за них не делают стояки, многие за квартиры не платят», – подключилась к разговору сидящая рядом полная женщина, курившая папиросу. «По 70-80 тысяч долги некоторые имеют, – уточнила Людмила Клубкова. - По дому около миллиона. У меня нет претензий к ЖРП-19. Стояки меняют, поставили счетчики на воду, на тепло, 630 тысяч сэкономили - сделали 8 стояков. Опять сэкономим, дальше будем стояки менять». О стояках же высказалась худенькая женщина с острым лицом: «Сначала поменяли шесть стояков, сейчас где-то 14, всего их 32 в доме. Где должники, там не делают». «За 30 лет никакого ремонта не было», – повторяет слова своих оппонентов Людмила Клубкова. На вопрос, почему во всем доме отремонтирован только один подъезд, где она живет (еще один, второй, подъезд был отремонтирован управляющей компанией Рауфа Кутдузова в тот период, когда суд ещё не признал права ЖРП-19 на этот дом), Людмила Дмитриевна отвечает загадочно: «Мы говорили, что вперед нужно делать стояки, но не было труб. Тогда решили начинать хоть что-нибудь. Потом появились трубы…»


«Лебедей» и «грибочки» у дома, по словам Людмилы Клубковой, они со своим сыном сделали своими руками, они покрасили цоколь дома. На свои средства, купленной ею же некондиционной краской. По мнению Людмилы Дмитриевны, пятнадцать человек «несогласных» оказались «против всего дома». Остальных всё устраивает. «Мы не хотим по судам ходить. Никому житья нет. Эта компания им платит за квартиру, живут здесь, греются, – считают сторонники ЖРП-19. - Мы за 19-е ЖРП три раза голосовали, добавляются «неприватизированные» голоса, десять квартир, не больше.


Что не устраивает? Что бы ни просили, все делают, детская площадка есть, сейчас будут делать волейбольную площадку. Что Кутдузов привязался к нашему дому, ни житья, ни покоя! Опять наляпали голосование…» (Прим. - речь шла об объявлении о новом голосовании за выбор управляющей компании). Если у жильцов первых трех подъездов есть нарекания по уборке подъездов, считает Людмила Клубкова, жителям нужно пожаловаться диспетчеру или мастеру, мастер потом спросит с исполнителей.


Впрочем, в ходе бесед с жителями выяснилось, что выход из конфликтной ситуации многие начинают видеть в создании в доме товарищества собственников жилья. Есть мнение, что это позволит развести активные группы собственников жилья, чьи настроения сегодня разделены между ЖРП-19 и «Райжилуправлением». Такой вариант позволяет собственникам выйти из заданных координат «или – или». ТСЖ – одна из трех (и наиболее эффективная, как считают ряд экспертов) форм управления многоквартирным домом, предусмотренных Жилищным кодексом. ТСЖ позволит собственникам самим (посредством выборного правления) управлять содержанием и обслуживанием своего жилья, сбором и расходованием собранных средств. А уж кому правление поручит подметать тротуар, вкручивать лампочки и мыть полы в подъездах – это вопрос качества и стоимости предоставляемых услуг. Главное, чтобы результат был.