Архитектурное значение


Правление соответствует стилистике классицизма соседних зданий набережной Ижевского пруда (как ещё немногих сохранившихся, вроде Индустриального техникума и изуродованного в 2009 году Ложевого сушила, так и тех, которые следует восстановить, – двухэтажных особняков чиновников Оружейного завода и иностранных мастеров). То есть здание правления входит в архитектурный ансамбль, заданный ещё архитектором Дудиным, а его имя носит главная набережная Ижевского пруда. Президент Волков отказывается восстанавливать ампирные здания этого петербургского зодчего, входящие в единый архитектурный ансамбль с Оружейным заводом. И все ради чрезмерно масштабного и слишком раздутого зрительного выделения монумента Дружбы народов, являющегося повторением с опозданием на семь лет теми же авторами другого прибрежного памятника - Монумента в честь юбилея города Орла.


Историческое значение


В Правлении осуществлялось руководство над освоением и производством трехлинейной винтовки, о чём сообщалось в чугунной мемориальной доске, сброшенной погромщиками с памятника истории и культуры.


Правление Ижевского завода, очевидно, посещал писатель Б.Л. Пастернак. До приезда в Ижевск Пастернак вёл переписку с ижевским Правлением. Посылал из Правления химического завода Тихих Гор (ныне г. Менделеевск на Каме), в котором писатель работал конторщиком, в Правление Ижевского завода документы о приписке прикамских крестьян для подсобных работ на оружейном предприятии. Писатель и сам приезжал в Ижевск за командированным туда инженером Збарским. Поездка писателя в Ижевский завод отразилась в его повести «Безлюбье». Она послужила основой для главного произведения Пастернака – романа «Доктор Живаго».


Набережная Дудина


Ровная линия фронтальной застройки на нижней набережной, начинающаяся с Правления, поддерживающая длинную линию главного корпуса Оружейного завода и отражающаяся белыми бликами в водах пруда, зрительно очень важна. Важнее даже, чем застройка на верхней набережной (улице Милиционной). Уберём немногочисленные постройки на нижней набережной, и станет очевидно, как мгновенно обеднеет в градостроительном и художественном отношении вид на весь водный фасад старого центра города. Особенно важен узел, замыкающий плотину.


На дудинском плане 1814 года на месте Правления обозначено здание Приёмной оружия, Военного суда и острога. Далее вдоль нижней набережной по направлению к современному Индустриальному техникуму следовали казацкие посты и пороховой магазин.


Чёткая линия «во фронт» белой застройки на нижней набережной упорядочивает всю остальную, сумбурную застройку высокой горы с лепящимися на ней разнородными постройками, подобно рамке картины. Поэтому необходимо не только сохранять здания на нижней набережной, терпеливо относясь к вытекающим отсюда транспортным неудобствам (память города требует жертв – узкие улочки в Европе никто не ломает ради удобных транспортных развязок), но и постараться обязательно продолжить традицию фронтальной застройки в этой части набережной в ампирной стилистике. В будущем, даже после варварского уничтожения Правления, этот узел, архитектурно акцентируемый с рождения Ижевска до нынешнего погрома, необходимо снова архитектурно зафиксировать. Как, например, это предполагает проект архитектора Сергея Макарова – победителя конкурса по концепции застройки набережной, которого президент Волков отстранил от участия в реконструкции набережной (проект «ЛеДудин»). Не «Лыжи Кулаковой» нужно зрительно выделять на набережной, а петербургскую линию Оружейного завода, с которого начинается весь город-арсенал, продолжающую его линию фронтальной застройки на набережной зодчего Дудина.


Что нужно сделать?


В связи с неожиданностью погрома для историков и музейщиков не удалось изъять из развалин и перенести во двор Арсенала истёртую тысячами ног чугунную лестницу с красивыми кронштейнами растительного орнамента. Груды кирпичных осколков от разгромленного Правления на самосвалах сваливали в район могилы четвертованного Пугачёвым полковника Венцеля, чтобы ими повысить уровень набережной.


А между тем во дворе Дворца культуры Оружейного завода («Ижмаша») ещё лежат под грудой досок лицом в грязь сброшенные с крыши бетонные скульптуры советского солдата с автоматом и ижевского рабочего-оружейника. Скульптуры символизируют союз фронта и тыла в Великой Отечественной войне (Ижевск дал фронту больше ручного стрелкового оружия, чем все заводы Германии вместе взятые). У солдата-освободителя отбили половину головы (всё лицо и часть каски). Скульптуры памятника истории и культуры, который по закону должен быть реставрирован, а не реконструирован, собираются, видимо, выбросить, а здание надстроить ещё одним этажом. Это ещё больше собьёт обзор со стороны набережной и Оружейного завода на золочёный купол и шпиль Александро-Невского собора (оба здания - памятники федерального значения). А со стороны планируемого у Михайловской колонны пристроя ещё больше сдавит «загон» перед опечаленным петербургским ангелом. Музейщикам следует срочно забрать и перенести во двор Арсенала эти скульптуры.


Общественности необходимо сделать всё возможное, чтобы другие исторические здания на набережной - Индустриальный техникум и Бодалёвский завод - не были разрушены. На наше историческое обоснование о сохранении вновь выявленного памятника истории «Индустриальный техникум» с собранными мной (совместно с Сергеем Пахомовым) подписями историков, архитекторов, инженеров и преданное ещё в декабре прошлого года в обосновавшуюся в перезидентском дворце Общественную палату УР не последовало никакого ответа. Так что новый погром может произойти в любой момент так же неожиданно, как это произошло с Правлением оружейного завода.