Главный корпус Ижевского оружейного завода, вид сзади.Все помнят фото главного корпуса Ижевского оружейного завода, к которому мы привыкли. Для Ижевска это то же самое, что Адмиралтейство для Питера. Не так много вещей в ижевской истории, которые можно назвать уникальными. Для меня их только две - это «завод-дворец» - первое в России многоэтажное производственное здание - и прославленная Ижевская дивизия.


Но есть и другой снимок. Я впервые увидел его года три назад, когда дети из моей подшефной школы проводили археологические раскопки на территории «Ижмаша». Такой вид ижевской святыни просто повергает в ужас. Здание разрушается на глазах. На глазах тех, кто что-то может сделать и не делает. В кладке здания растут деревья. Когда я еду в сторону центра по бывшей Троицкой (ныне Советской), вижу, как накренена в сторону заводского двора триумфальная колонна на главной башне. Но реальность ещё страшнее. В 2007 году при подготовке к празднованию 200-летия ижевского оружия главный корпус планировали немного привести в порядок, но не хватило ни средств, ни ума: кроме того что, как видно на фото, западная часть южного ската крыши не покрыта кровельным железом, и её, в лучшем случае, прикрывают лишь стропила, а кое-где нет и их, и в результате здание летом проливается насквозь дождями, а зимой засыпается снегом, при ремонтных работах на чердаке были демонтированы чугунные скрепы, связывавшие южную и северную стены. Теперь их не скрепляет ничего, и здание, стоящее на двухсотлетних осиновых сваях, в один «прекрасный» день может просто «раскрыться». Та же часть крыши, которая покрыта железом, раскаляется летом настолько, что стропила из соснового бруса, которые установили при ремонте, могут попросту вспыхнуть как спичка.


В Ижевске в последние годы строят много «знаковых» и высокобюджетных объектов: президентский дворец, цирк, зоопарк, Дом дружбы народов. Начали строить на кладбище ещё один Ледовый дворец, да как-то всё умерло. Зато полным ходом идёт реконструкция набережной, проект которой ни с кем не согласовывался и имеет массу изъянов, кроме того, он сверхзатратный. Несмотря на финансовый кризис, начата реконструкция ДК «Машиностроитель», а недавно закончена реконструкция Монумента дружбы народов.


При этом денег на поддержание в нормальном виде всего остального города практически нет. Ижевский фасадный ремонт уже стал притчей во языцех, а главный корпус Ижевского оружейного завода - попросту его кульминация. Не надо быть специалистом, чтобы понять, что русское историческое наследие уничтожается, в то время когда рядом осваиваются безвкусные и дилетантские коммерческие проекты.


Надежд на изменение ситуации в городе-банкроте, погрязшем в 900-миллионном муниципальном долге, практически нет.


При этом несколько десятков миллионов на снос здания Заводоуправления для строительства транспортной развязки найдутся сразу, как только общественность прекратит сопротивление в судах.


Закроем библиотеки, сократим учителей, но будем строить и «пилить», когда рядом разрушается то, что не нами было создано и построено.


Впрочем, стоит ли удивляться такому наплевательскому отношению к немногим сохранившимся объектам русской ижевской истории, если среди тех, кто принимает решения, нет ни одного ижевца:


президент - из Брянска,
премьер - из Брянска,
глава городской администрации - из Глазова,
глава города - из Камбарки,
архитектор города - из Татарстана,
начальник управления строительства - из Грахово.


Если это не временщики, то кто же тогда мы - ижевцы/ижевчане?


К концу 1990-х годов южная стена главного корпуса завода осела и стала в три раза ниже северной. Если вы внимательно присмотритесь к башне, то увидите, что она имеет заметный крен в южную сторону - сегодня он составляет уже 120 см. Не Пиза, конечно, но при нашем умении хранить памятники архитектуры мы скоро догоним итальянцев. Так что показывайте всем гостям города нашу диковинку - падающую ижевскую башню.


Пока она не упала.