Осенью прошлого года лишенные социального проездного ижевские пенсионеры поддержали акцию молодых автомобилистов, протестовавших против плохих дорог, начав символический сбор средств на очередной джип для правительства. Власти Удмуртии юмор не оценили. Cтрасти трехлетней давности, очевидно, все еще живы в памяти городских и республиканских чиновников. Теперь, когда денег нет, дороги смыло вешними водами, а недовольные автовладельцы готовы вот-вот развернуть новую протестную кампанию, у властей просто нет шансов закрыть глаза на ситуацию. В итоге местные деятели ударились в противоположную крайность: с собственными заявлениями о разрухе в автодорожном хозяйстве с начала года успели выступить даже те, кому на эту тему, в сущности, сказать нечего.


«На центральные улицы Ижевска приходится очень большая нагрузка, - цитирует рассуждения на дорожную тему руководителя фракции КПРФ в Госсовете Удмуртии Владимира Бодрова сайт «Сусанин». - Через два года после капитального ремонта дорога уже «идет пузырями». Нужны новые технологии, рассчитанные на высокие нагрузки». Более радикально и не менее абстрактно высказался от имени фракции «единороссов» другой депутат Госсовета – Юрий Бычков. «Нужно менять всю систему ремонта и строительства новых дорог, и это должен быть комплекс мер, начиная с финансирования, заканчивая контролем за качеством выполнения работ, - заявил он в середине апреля. - Сейчас мы каждый год, пусть даже небольшие деньги, просто закапываем в землю».


Больше всего отличились активисты местного отделения ЛДПР, которые организовали несколько акций в защиту дорог Ижевска, но не были поддержаны автомобильным сообществом, не пожелавшим участвовать в чужом политическом пиаре. Что характерно, реальный результат всей этой шумихи равен нулю: средства на восстановление дорожного покрытия в бюджете Ижевска на 2010 год не заложены и из воздуха, в отличие от сообщений информационных агентств, не появятся.


Произошедшее сокращение финансирования дорожной отрасли без преувеличения можно назвать катастрофическим. Если в 2009 году на ремонт ижевских дорог было выделено порядка 300 млн рублей из бюджетов всех уровней, то в нынешнем году - всего 7 миллионов рублей, если не брать в расчет неопределенные надежды на федеральную помощь. Все, что может себе позволить столица Удмуртии, - ямочный ремонт поврежденных участков дорожного полотна площадью до 3 квадратных метров.


В конце апреля резкое ухудшение состояния дорог стало настолько очевидным, что и президенту Удмуртии Александру Волкову пришлось высказаться на эту тему. «Время такое, зима была тяжелой, плюс наше разгильдяйство: не только плохие дороги, но и разгильдяйство в качестве имеет место, - заявил он в эфире ТРК «Моя Удмуртия» в ответ на жалобу телезрителя о состоянии улицы Шумайлова, связывающей Пушкинскую и Карла Маркса в районе частного сектора близ городской администрации. - Поэтому необходимы финансовые ресурсы. И мы город поддерживаем. В частности, на встрече с Владимиром Путиным я попросил у него денег под юбилей Ижевска, в том числе на ремонт дорог. Сейчас работаем с Минрегионразвития РФ, надеемся, что какую-то сумму из федерального бюджета на дороги вытащим… будем ездить нормально по Ижевску, и в том числе по Шумайлова». К слову сказать, проезд для простых смертных по этой улице запрещен, о чём свидетельствуют соответствующие дорожные знаки. Но президента Удмуртии это, скорее всего, не касается.


Через пару дней начальник Управления внешнего благоустройства администрации Ижевска Алексей Горбачев в интервью «Комсомольской правде» обозначил и приблизительный размер будущих вложений – около 500 млн рублей. В эту перспективу верится с трудом: во-первых, на фоне объемов финансирования последних лет сумма выглядит как-то нереально, во-вторых, по словам того же Горбачева, «когда деньги придут - неизвестно», а в-третьих, к середине мая, насколько можно судить, никакого прогресса в этом вопросе не наблюдается. Дорожные службы по заказу городской администрации продолжают латать лишь отдельные дырки.


Этот ямочный ремонт в последнее время стал любимым предметом насмешек ижевских автомобилистов и чуть ли не символом бесполезных бюджетных трат. По идее он должен решать две задачи: временно (до капитального ремонта покрытия) сглаживать дорожные неровности, вызванные разрушением полотна, и препятствовать проникновению ливневых вод на поврежденных участках, которые быстро расширяют и углубляют дефекты. На деле в Ижевске все выглядит иначе - экстренная мера превратилась в основной метод ремонтных работ. Кроме того, наблюдения за тем, что происходит с отремонтированными участками спустя несколько недель после окончания ремонта, вызывают сомнения относительно технологии, применяемой ижевскими дорожниками. «Заплатки» из литого асфальта, который используется в Ижевске, очевидно, при остывании сжимаются, в результате чего по краям образуются хорошо заметные зазоры между новым и старым покрытием шириной в несколько миллиметров. Сама «заплатка» еще долго может сохранять свежий вид, зато вокруг нее покрытие «плывет» и крошится. Если дорога достаточно загружена, то довольно скоро на этом месте придется латать новые дыры. Так оно и происходит: в Ижевске встречаются улицы, проезжая часть которых состоит из таких «заплаток» чуть ли не на треть.


Но денег на капитальный ремонт нет, и администрации Ижевска остается только ждать помощи из Москвы, тем временем шумно имитируя полезную деятельность. Вот один из таких примеров. «Вам осталось 7 дней: ижевские чиновники готовят список дорожников-халтурщиков», - угрожающе сообщало информационное агентство «Сусанин» 22 апреля. «Напомним, что в 2008 и 2009 годах в столице Удмуртской Республики было отремонтировано несколько крупных магистралей, из бюджетов всех уровней на эти цели было выделено более 800 миллионов рублей, - говорилось в сообщении агентства. - Несмотря на огромные затраты, часть дорог пришла в негодность уже весной этого года». Далее со ссылкой на начальника Управления благоустройства и транспорта Михаила Тарасова сообщалось, что городская администрация планирует заставить недобросовестных подрядчиков устранить выявленные недостатки за собственный счет в рамках гарантийных обязательств, без привлечения бюджетных средств.


На прошлой неделе обещанный список был предъявлен общественности с не меньшей помпой. Всего в нем оказались три организации, выполнявшие в 2009 году работы на улицах Дзержинского, Карла Маркса, Орджоникидзе, Советской, Труда и так далее. В сообщении официального сайта администрации города указывалось, что большая часть выявленных дефектов уже устранена за счет подрядчиков. В майские праздники я побывал на улице Дзержинского: оказалось, что все это время речь шла о едва заметных трещинах в асфальте. Подрядчик в ходе «работы над ошибками» просто залил их битумом, причем почти все трещины уже успели вновь проявиться на поверхности. На улице Карла Маркса – та же картина, только полить трещины битумом дорожники еще не успели. А тем временем, к примеру, на центральной ижевской магистрали, улице Удмуртской, где тоже совсем недавно проводился ремонт, те же поперечные трещины в дорожном покрытии и шире, и глубже. Если ехать по ней с приличной скоростью, звук в салоне автомобиля напоминает перестук колес в железнодорожном вагоне. И чем дальше от центра города, тем хуже ситуация.


Забавно, что в одной из недавних федеральных публикаций в качестве примера аналогичной ситуации в регионах приводится историческая родина президента Удмуртии Александра Волкова - город Брянск. «Пока в Самарской области распиливают бюджет, в Брянской ввиду отсутствия денег занимаются любимым «дорожным» развлечением - ямочным ремонтом, - отмечает корреспондент журнала «The New Times». - Другая забава брянских дорожных строителей - ремонт полотна во время проливных дождей и укладка асфальта в оттепель. Всем понятно, что так работать выгодно: в сложных условиях тарифы возрастают в разы, а качество никто не проверит. Через некоторое время такую дорогу вновь нужно ремонтировать, значит, у предприятия будут заказы, а у рабочих - зарплата. Ситуация абсурдная: дорожным строителям просто выгодно работать некачественно». Так что налоги есть, а дорог нет – все по-прежнему.