В этой истории есть несколько «узловых моментов» большой и маленькой лжи. В начале 90-х годов университет объявил конкурс для желающих заселиться в пять 2-квартирных домов. Заключившие трудовой договор с Ботаническим садом вселялись с семьями в половину дома. А по устному обещанию директора Ботсада Галины Шабалиной и тогдашнего ректора УдГУ Виталия Журавлева, как утверждает Татьяна Гуменникова, эти ведомственные квартиры по истечении 10 лет должны были перейти работникам. Но ни в 2004-м, ни позже семьям, проживавшим в этих домах на улице Ботанической, не только не удалось закрепить за собой заработанное жилье, но даже пришлось (всем, кроме Гуменниковых) подписать кабальные договоры так называемого коммерческого найма, условия которого позволяют университету в 10-дневный срок выселить «арендаторов» на улицу.


Татьяна Гуменникова с мужем в 2008 году решили защитить свои права и подали иск в Индустриальный районный суд г. Ижевска о признании за ними права на проживание и понуждение университета заключить с ними договор социального найма. Суд первой инстанции они проиграли, но в кассации – выиграли. Коллегия по гражданским делам Верховного суда УР признала их право на заключение именно такого договора. По надзорной жалобе университета президиум ВС УР вернул ситуацию к исходной, то есть оставил в силе отрицательное для семьи решение. А Верховный суд Российской Федерации просто отклонил жалобу даже от рассмотрения.


Вскоре Гуменниковы узнали, что теперь уже администрация университета подала на них в суд, требуя выселения «строптивых» жильцов. Кстати, по словам Татьяны Гуменниковой, еще в 2003 году две семьи были выселены из занимаемых ими квартир с формулировкой как из «нежилого помещения». Это существенный момент. Жилые дома построил университет на бюджетные деньги в начале 90-х годов или не жилые? В Росимуществе они фигурируют именно как жилые. Отсюда вытекает не только право проживающих, но и обязанность вселивших их лиц оформить между собой отношения, то есть подписать договор соцнайма.


Однако в течение шести лет от жильцов тщательно скрывали, что дома сданы в эксплуатацию, в связи с чем уклонялись от подписания договоров найма. Потом, чтобы у людей появилась прописка, их формально прописали в комнатах студенческих общежитий. Татьяна Гуменникова обращалась за защитой своих жилищных прав (кстати говоря, гарантированных ей Конституцией!) в прокуратуру, к уполномоченному по правам человека – в ответ получала традиционные отписки. Хотя в ответе Михаила Кокорина есть фраза, что нельзя выселить без предоставления другого жилья. Но далее – «обращайтесь в суд».


В суд, как сказано выше, обратился университет. И судья Сергей Самоволькин вынес вердикт – выселить без предоставления. На следующей неделе кассационную жалобу Татьяны Гуменниковой будет снова рассматривать Верховный суд УР. А с лета прошлого года её заявление лежит и в первой секции Европейского суда по правам человека. На взгляд со стороны, казалось бы, ну, подпиши ты то, чего от тебя хотят! Но Татьяна Гуменникова настаивает – условия коммерческого найма унизительные и абсолютно ненадежные, в любой момент вылетишь, а впереди выход на пенсию. И куда?! С другой стороны, что так «упирается» вуз, отказывая в договоре соцнайма? Да все просто: тогда у работника возникает право на приватизацию. Ни за что! Поэтому уже который год якобы идет процесс оформления домов в статус специализированного жилого фонда. Но документов таких нет, а оперировать «намерениями» - для суда, по меньшей мере, - странно. Пока еще в Ижевске дела о выселении не стали массовыми, но, судя по тенденции, ждать осталось недолго.