О том, что утром в центре Москвы произошел ряд терактов, я узнала по радио. Сразу же включила телевизор, пробежалась по всем телеканалам – ОРТ, «Россия 1», «Россия 24», НТВ, ТВЦ - везде тишина. Где-то шли традиционные информационно-развлекательные утренние программы, где-то новости экономики. И ни слова о терактах. Как будто ничего не произошло. Только на кабельном канале EuroNews начали оповещать об этой трагедии непрерывной бегущей строкой. Понятно, что сеять панические настроения в таких ситуациях неуместно, но не информировать о таком важном происшествии - преступление.


В 7.52 во втором вагоне поезда, прибывшего на второй путь станции «Лубянка», произошел взрыв, сообщило РИА «Новости». В 8.36 в третьем вагоне поезда, прибывшего на второй путь станции «Парк Культуры» Сокольнической линии, произошел второй взрыв. Оба взрыва, по предварительным данным, произведены террористками-смертницами, говорится в официальном сообщении центра общественных связей ФСБ.


Возможно, спецслужбы имели какую-то информацию о подготовке терактов, так как в субботу, 27 марта, корреспондент ИА REGNUM лично стал свидетелем масштабных проверок станций московского метро на Сокольнической линии - от «Сокольников» до «Лубянки».


Стоит отметить, что это первый крупный теракт за время правления Медведева в качестве президента, и было важно увидеть, как он отреагирует, что скажет в этот момент. Ближе к вечеру в вестибюле станции метро «Лубянка», где произошёл первый теракт, глава государства возложил цветы к месту трагедии и почтил память погибших. «У меня нет никаких сомнений, что мы их найдём и всех уничтожим. Как мы уничтожили всех, кто организовал взрыв «Невского экспресса», – пообещал президент. Но в том, что будут приняты жесткие меры, уверены не все. Вот, например, одно из сообщений с форума сразу после трагедии: «Взорвать мирных полусонных трудяг в переполненном метро особого ума не нужно! Зашел, нажал и привет... вот пусть бы эти самые «террористы» рванули какой-нить кортежек с мигалками... вот тогда бы меры приняли, я уверен».


О первых терактах граждане Советского Союза узнали в 1977 году, как раз в год принятия новой Конституции, которая вошла в историю как «Конституция развитого социализма». 8 января в Москве была осуществлена серия террористических актов. Почти одновременно прозвучали три взрыва: в метро, в торговом зале продуктового магазина №15 на площади Дзержинского (Лубянка) и около еще одного продуктового магазина. Во время теракта 1977 года в московском метро, кроме взрослых, погибли и дети, которые вместе с родителями возвращались с новогодней елки. Виновными объявили армянских националистов Акопа Степаняна, Завена Багдасаряна и Степана Затикяна, которых задержали в конце октября. 24 января 1979 года суд, рассмотрев дело в закрытом режиме, приговорил их к смертной казни. 30 января приговор был приведен в исполнение. Было много споров вокруг этого дела. Советские правозащитники, в частности Андрей Сахаров, протестовали против приговора, утверждая, что вина осуждённых не доказана. Многие диссиденты считали взрыв провокацией КГБ. Возвращаясь к нашим дням, поражает несколько фактов в этой истории - реакция правящей партии и работа телеканалов, для которых долгое время как будто ничего и не происходило.


Координатор Государственно-патриотического клуба «Единой России» депутат Ирина Яровая фактически заявила, что в терактах виноваты все несогласные с политикой этой партии. То есть, если рассуждать без иллюзий, виновата большая часть жителей России. Госпожа Яровая, надо отдать ей должное, никогда не отличалась особым умом и чувством такта, но чтобы в критический момент всю вину повесить на самих же граждан - до такой степени критинизма нужно еще дорасти. На официальном сайте партии появилось ее обращение: «Попытки раскачивания политической ситуации, нагнетания в обществе негативных настроений - это, в конце концов, приводит и к таким трагическим последствиям. Как мне представляется, своими действиями террористы дали оценку тому негативу, который в последнее время распространяется в политическом пространстве страны».


Позже к ней присоединился вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин, который был так возмущен требованиями об отставке членов правительства, что сделал заявление, которое в рассылке для журналистов было озаглавлено: «Оппозиция может дестабилизировать ситуацию не хуже террористов». «Как известно, цель террористов - дестабилизировать ситуацию, запугать людей. Но и призывы к смене власти, звучащие с трибун некоторых оппозиционных митингов, также могут раскачать лодку государственной стабильности и ввергнуть страну в политический хаос», - сравнил «единоросс» легальную оппозицию с преступниками-террористами. Как всегда, отличилось молодежное крыло «Единой России». Они решили не отменять ранее намеченную на 31 марта акцию «День поколения», во время который каждый желающий может добровольно сдать кровь. А тут еще и повод попиариться подвернулся - ну как им не воспользоваться.


Политолог Марина Литвинович так охарактеризовала случившееся: «Кто бы ни стоял за организацией теракта, очевидно, что некоторые политические силы наверняка начнут разговоры о том, что власть беспомощна. Что террористы выбрали момент, когда власть стала проявлять свою слабость. Поэтому ударили в самый центр, в «Лубянку». Хотели еще в «Октябрьскую» (где МВД), но ошиблись станцией. МВД дискредитировано, а реформы его еще больше ослабляют. Власть теряет свою опору. Опорой остаются только спецслужбы, но политическая «либерализация» им мешает. Проблемы в стране невозможно решить с помощью реформ, это путь к ослаблению. Проблемы можно решить только с помощью «сапога». Усиливающиеся протесты по стране - это тоже признак того, что власть дала слабину. В открывшиеся щели просачивается не недовольство, а нелояльность. Это надо прекращать. Россия стоит перед лицом угроз, ответом на которые не может быть никакая «слякоть» или «либерализация». С терроризмом можно бороться только силой, только усилением контроля. В обществе тоже есть запрос на силу. Точнее - на стабильность и спокойствие. А это не достигается либерализацией». Огромное количество комментариев в Интернете уже соответствуют описанной выше картине.


По мнению политолога, силовики (в широком смысле) не могут быть довольны Медведевым. Им «это все не нравится». «Страна идет не туда, не наш путь», - думают силовики. Медведев сейчас - или с вызовом справится, или нет. Вызов очень серьезный, это проверка Медведева кровью. Теракты не готовятся «быстро», за неделю. В среднем срок планирования и приготовления теракта - 3 месяца. Говорю это по опыту изучения терактов в России последних 10 лет. Поэтому связывать теракты с самыми актуальными событиями (подписи за отставку Путина и т.д.) - неверно. Смотреть надо назад - на 2-4 месяца.


Важный вопрос: кто готовил и сделал? Но еще более важный вопрос: кто и как воспользуется? Будет ли силовое ужесточение в стране - посмотрим. После Беслана отменили выборы губернаторов. Что будет сейчас - станет понятно в ближайшее время. Люди не сильно верят в чеченскую версию. Очень многие подозревают спецслужбы в союзе с террористами. Это объяснимо - опять же опыт последних десятилетий научил.


Люди напуганы. Эта цель - достигнута. Опять же вопрос: в какую сторону этот испуг будет повернут? Вспомните 1999 год.


Большие вопросы к спецслужбам. Особенно к центру «Э», который последние годы только и делает, что запрещает книжки, сажает и ловит блоггеров, журналистов, историков, художников и т.д. Охотятся за политическими активистами, прессуют, следят, прослушивают. Толпами ходят на митинги оппозиции. А делом не занимаются», - пишет Марина Литвинович.


О слове и деле. В конце прошлой недели генерал Колокольцев выступил с предложением ужесточить Административный кодекс. По сути, он предложил увеличить наказание за участие в «несанкционированных» протестных акциях. В понедельник на совместном заседании комиссии Мосгордумы по безопасности и законодательству депутаты отклонили просьбу главы столичной милиции Владимира Колокольцева об обращении в Госдуму с проектом поправок в Кодекс об административных правонарушениях, позволяющих милиции задерживать митингующих на 48 часов. Московские «единороссы» сочли аргументацию силовиков не слишком весомой для столь серьезных ограничений прав несогласных. Однако депутаты выразили готовность «работать с милицией дальше». «Ждем от вас новых текстов», - заявил председатель комиссии по законодательству Александр Семенников.


Накануне заместитель начальника центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства ГУВД Москвы Рустам Ахмеджанов открыто жаловался депутатам на то, что в 2009 году количество общественно-политических акций в столице выросло в три раза по сравнению с 2008-м. Всего в них приняло участие более 300 тыс. человек. Милиционер Ахмеджанов сетовал, что правоохранительным органам сложно справляться с большим потоком задержанных и в ОВД просто не успевают должным образом оформить протоколы. Эту бы энергию силовиков - да на реальную борьбу с терроризмом. А то, что людей, которые приходят отстаивать Конституцию и свои права, просто не следует задерживать, некоторым, видимо, даже в голову не приходит.