В том, что, несмотря на расхожие представления о падении нравов, женщины продолжают обожать цветы, лично у меня нет никаких сомнений. Помню, в прошлом году один из производителей цветочной продукции Удмуртии устраивал пресс-конференцию по итогам какого-то цветочного конкурса. На встречу с журналистами была принесена охапка цветов – видимо, для демонстрации. В конце руководитель предприятия заявил, что каждый журналист может подарить каждой журналистке по цветочку. Это была команда. Как только он вышел из зала, все журналистки, не дожидаясь того, что кто-то им сейчас будет дарить цветы, решительными шагами двинулись к вазам и набрали себе такие букеты, какие им вряд ли кто-нибудь когда-нибудь раньше дарил. Когда вазы уже были полупустыми, скромные букетики смогли составить себе и мужчины. Правда, на улице было так холодно, что транспортировать эту красоту в общественном транспорте не представлялось возможным. Мой букет превратился в метлу почти сразу после того, как я переступил порог своей квартиры.

В этом году я решил поинтересоваться, сколько бюджетных средств разные правительственные организации тратят на покупку цветов для своих сотрудниц и женщин из других организаций. Перед этим я позвонил в компанию «Цветы Удмуртии», одному из основных поставщиков цветов в республике. В ответ на вопрос об объемах производства меня переключили на бухгалтера. Разговор по объективным причинам был непростой: бухгалтеры не те люди, которые в повседневной жизни общаются с журналистами. Сколько цветов будет поставлено на рынок Удмуртии в предпраздничные дни, мне ответить категорически отказались.

Оказалось, что это «коммерческая тайна» ООО «Цветы Удмуртии». Зато открыли секрет, на сколько завышают цену товара. По словам бухгалтера, розничная торговля завышает стоимость одного цветка примерно в три-пять раз. Это значит, что роза, которую в магазине можно купить за 100 рублей, у производителя стоит всего 20-30 рублей. Самые дешевые розы (высотой 40-50 см) таких сортов, как «Престиж» и «Коландро», вообще стоят всего 16 рублей за штуку, а в реальности продаются гораздо дороже. «Их тоже можно понять: аренда, перевозка…» - объяснила бухгалтер размер наценки в 500 процентов.


Еще мне убедительно объяснили, что ни одно крупное предприятие не станет покупать цветы на 8 Марта у оптового производителя, так как минимальная партия заказа составляет 15 тысяч цветков. Столько просто никому не надо. Мелкие партии, конечно, тоже бывают, но их реализуют исключительно только постоянным партнерам.

Потом я решил сделать несколько звонков в различные организации. Из коммерческих структур меня интересовал завод «Буммаш». Еще в прошлом году это предприятие оскандалилось с празднованием 50-летнего юбилея. Тогда, имея задолженность по зарплате перед рабочими и служащими в размере 39,7 млн рублей, владельцы завода закатили большой концерт в Театре оперы и балета, пригласив на выступления звезд первой величины - Лайму Вайкуле и Александра Розенбаума. А для «избранных» дополнительно был организован банкет в Доме дружбы народов. Однако до пресс-службы завода я так и не дозвонился. Только потом стало известно, что незадолго до этого суд Удмуртии принял к рассмотрению заявление о признании ОАО «Буммаш» банкротом. Видимо, там было не до цветов.

Далее я обзвонил несколько министерств и ведомств, а также дозвонился до администрации президента и правительства Удмуртии. Почти везде мне говорили то, что и должны были говорить: ни копейки бюджетных средств на поздравления женщин с 8 Марта не идёт. Чиновники-мужчины делают приятное коллегам слабого пола исключительно на свои кровные. И только в Министерстве имущественных отношений какая-то усталая женщина сообщила: «Три цветочка на женщину, тридцать женщин – считайте…» Сосчитал я быстро: 90 цветочков обойдутся в общей сложности в 9 тыс. рублей. Может быть, в масштабах республики эта сумма и незначительная, но, во-первых, удалось обзвонить лишь треть всех министерств, во-вторых, и эти 9 тысяч взяты из карманов налогоплательщиков.


Тяжелее всего, видимо, придется мужчинам из администрации президента и правительства Удмуртии. Там, по словам сотрудников, заведующих хозяйственной частью, работает 150 женщин. Если каждой по три цветочка, то это где-то 45 тыс. рублей. Правда, на какие деньги будут куплены цветы для сотрудниц администрации, мне ответили как-то неуверенно. Сначала заявили, что разговора об этом еще не было, а бумаги на руки поступают в последнюю минуту. А в конце нашей беседы, видимо, решив перестраховаться, уточнили, что на бюджетные деньги цветы женщинам покупаться все же не будут. Наверное, помогут спонсоры.

Как-никак ООО «Цветы Удмуртии» считается «семейным» предприятием руководства республики.