В сущности, прошедший в Кремле Госсовет и был своего рода партконференцией, где большая часть участников представляла новую партию власти - «Единую Россию» - с приглашением представителей других, оставшихся после большой «кремлевской чистки» парламентских и непарламентских партий. Не будь их в тот день в зале, и дискутировать было бы не с кем и не о чем.

Всего шесть лет назад в России числилось сорок восемь партий, к 2008 году осталось лишь семь. Достаточно для того, чтобы, по мнению экспертов, охватить почти весь спектр взглядов и настроений в российском обществе. «Политика должна становиться более умной, более гибкой, более современной, а на практике мы, к сожалению, зачастую сталкиваемся с иными подходами, когда усложняющимися социальными процессами пытаются управлять при помощи примитивного, я бы даже сказал – тупого администрирования», – задал тон дискуссии Дмитрий Медведев в своём вступительном слове.


Главное - не спешить


Оппонирующей стороной на Госсовете, в силу заданной темы заседания: «Развитие политической системы страны», должен был стать премьер Правительства РФ Владимир Путин. Лидер «Единой России» резко отверг критику «по поводу монополизации и того, что «Единая Россия» является партией крупного капитала и чиновничества». «Если бы так было, то в условиях кризиса мы действовали бы совсем иначе. Мы заморозили бы пенсии и заработные платы. Мы снизили бы налоги. Такова логика рыночной экономики», – не очень убедительно, зато безапелляционно заявил премьер. Спорил Путин, конечно, не с Медведевым, но побудил его сыграть роль оправдывающегося за свою партию не кто иной, как его же преемник.


«КПСС была умнее, сильнее, грамотнее и заслуженнее «Единой России», – оппонировал этой позиции бессменный лидер КПРФ Геннадий Зюганов. - Но и она не удержалась на одном крыле без нормального диалога, когда приказ одного человека все выполняли, не раздумывая». С неоднозначностью реформ в последние годы СССР согласен и премьер Путин. Правда, выступая на Госсовете, лидер «Единой России» вкладывал в это иной смысл. Парируя призывы к скорейшему началу изменений политической системы, пока это ещё не поздно, Владимир Путин фактически предложил не спешить: «Что касается «точки невозврата» и своевременности проведения реформ - ссылки на Советский Союз. Но в Советском Союзе как раз были начаты реформы. Вопрос в том, как они были организованы и к чему эти реформы привели».  «Политическая система не должна дрожать как жидкий студень при каждом к ней прикосновении», – пополнил премьер список своих афоризмов.


Готовившая основной доклад к заседанию Госсовета рабочая группа устами калининградского губернатора-«единоросса» Георгия Бооса также придерживается консервативной позиции: «Навязываемая «партизация» бесперспективна и может принести только вред, особенно при выборах в органы местного самоуправления». Притормаживать реформацию губернаторы предлагают путём сохранения нормы, позволяющей парламентам регионов самостоятельно решать вопросы введения пропорциональной или смешанной системы выборов. По мнению готовивших доклад губернаторов, «гражданское общество пока ещё слабо, уровень его самоорганизации и самоуправления невысок»; «укрепление демократии не означает ослабления правопорядка» и «любые попытки под демократическими лозунгами раскачать ситуацию, дестабилизировать государство и расколоть общество должны пресекаться».


Хорошо, но очень плохо


Президент Медведев на Госсовете подыграл «партии власти» лишь один раз, согласившись, что из-за небольшого числа судебных исков по итогам осенних выборов «в целом можно сказать, что заявления о массовых злоупотреблениях оказались, таким образом, всё-таки неподтверждёнными». Но тут же «смазал» эту оценку, задав риторический вопрос: «Значит ли это, что выборы проходят стерильно, в том числе и последние выборы в региональные органы власти и органы местного самоуправления?» И сам же на него ответил: «Нет, конечно, нет». О том, что имел в виду глава государства, много говорили лидеры оппозиционных партий. Так, по мнению руководителя «Справедливой России» Сергея Миронова, «административный ресурс должен быть приведен в рамки конституционной законности и перенацелен с поддержки одной доминирующей партии на поддержку всей политической системы в целом». По его словам, «если будет реальная конкурентная борьба партий, то весь выход протестных настроений окажется в рамках существующей партийной системы. Мы сохраним и социальную стабильность, и политическую систему, которая отвечает интересам России».


«Почти половина из 246 тысяч депутатов представительных органов муниципальных образований – это «единороссы». Это неплохой результат… - констатировал факт президент Медведев и тут же обратил внимание на то, что ему в этом «результате» не нравится: - Коммунистов среди депутатов местного самоуправления не более двух процентов, представителей «Справедливой России» – один процент, либеральных демократов менее процента». «Давайте вместе подумаем, какие меры нужно принять для стимулирования политической конкуренции в сфере муниципального, местного самоуправления», – предложил президент Медведев главам регионов, которые думали явно не о том, как пропустить представителей оппозиционных партий в органы местной власти.


Тоже граждане


Не менее сложной окажется для многих глав регионов и ещё одна поставленная перед ними задача. «Руководители всех без исключения территорий обязаны взаимодействовать с отделениями всех партий, действующих в регионе, - констатировал президент Медведев, - даже если эти партии и эти отделения малочисленны, даже если за эти партии голосуют полпроцента избирателей, но эти полпроцента избирателей – это наши граждане, и их мнение должно быть услышано властями».


Видимо, не особо надеясь на быстрые перемены в этом вопросе, президент Медведев простимулировал губернаторов, заявив о том, «что главным критерием оценки работы регионального руководителя остаётся и всегда будет оставаться уровень доверия жителей региона». «Это можно называть как угодно: рейтинг, ещё как-то, но это именно уровень доверия жителей региона», – подчеркнул Дмитрий Медведев. Более того, по утверждению главы государства, «уровень доверия граждан к региональным лидерам был и будет одним из главных критериев при рассмотрении вопроса о продолжении работы на соответствующем посту».


Похожий критерий впервые был утвержден указом «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ», подписанным в июне 2007 года прежним президентом Владимиром Путиным. В редакции указа данный тезис звучит так: «Удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти субъекта РФ, в том числе их информационной открытостью, измеряется в процентах от числа опрошенных». Однако в указе прежнего главы государства этот критерий оценки стоял лишь последним - 43-м пунктом. «Не надо стесняться выходить в народ», - ободрил участников заседания Госсовета РФ Дмитрий Медведев.


Главное


Первая «примерка» нового политического курса, обсуждавшегося на минувшей неделе, пройдёт уже в марте во время очередного единого дня голосования по стране. Здесь у всех свои ожидания и фобии. «Ни в коем случае не допустить «украинизации» политической жизни России», – сформулировал главное условие перемен лидер «Единой России» Владимир Путин. Премьер даже не удержался и в пылу полемики чуть было не обидел своего преемника. «Теперь по поводу фальсификаций и ссылок на Интернет. Да в Интернете 50 процентов порноматериалов! Что, мы будем ссылаться на Интернет?! В суд надо идти с доказательствами», – парировал он, оппонируя лидеру партии «Яблоко», но получилось всё равно как-то не очень по отношению к любимой сфере главы государства. «Думаю, что многие из вас давно не слышали столько острых оценок текущей политической ситуации. Это неплохо, – считает президент Дмитрий Медведев. - Никогда не следует обольщаться по поводу стабильности условий, в которых мы работаем, но их нужно ценить и сохранять».