Найти местопребывание театра-студии «Птица» не так легко. В Интернете мне всё же удалось наткнуться на адрес: 40 лет Победы, 110, клуб «Сатурн». Оказалось, достаточно близко от бывшей остановки «Районной», сейчас «Ваш дом» на ул. Ленина, на задах супермаркета. До того как увидишь вывеску, в глаза бросается синяя птица, нарисованная на стене. По виду она напоминает цаплю. Своим клювом птица указывает точно на дверь. Никаких привычных театральных «прибамбасов» - фонари, афиши, кассы. Лестница на второй этаж. И ты уже в театре.


Если ты сюда попал, значит, ты – «свой». Тебе рады. В сентябре прошлого года «Птице» отдали целиком помещение клуба «Сатурн», что, с точки зрения начальства, безусловно, было признанием заслуг этого коллектива. Хотя даже «целиком» - это значит две большие комнаты: одна в роли «театральной гостиной-фойе» и зальчик на 30 зрительских мест, затянутый черной материей.


Все 22 года существования театра-студии руководит «Птицей» Светлана Шанская. В начале 80-х она приехала в Ижевск из Казани по распределению молодым специалистом. Начинала в «Молодом человеке» как актриса, затем набрала драмкружок в одной из школ, который через пару лет, уже на площадке подросткового клуба, стал собственно «Птицей», театром-студией.


«Мы берем всех малышей, кто к нам приходит! Все дети талантливы! – говорит Светлана Шанская. - В этом году у нас три возрастные группы – младшие, начиная с шести; средние и старшие. Старшие – это те, кто повзрослел вместе с театром, сейчас они уже своих детей приводят к нам».


В «активе» «Птицы» более полусотни спектаклей, каждый год – три-четыре премьеры (не по одной в каждой возрастной группе). Из общего числа примерно половина – спектакли для взрослых. Ставят классику (Толстой, Шекспир), сказки (на свой, особый лад), легко берутся инсценировать то, что на душу легло. Драматургического «голода», как я поняла, нет, потому что всё идет в работу, жизнь так полна и интересна!


«К сожалению, театр стал коммерческим, – высказывает своё мнение о театре вообще Светлана Шанская. - Театр в больших залах работает на публику, а публика «развращена» телевидением, Интернетом, нашими средствами массовой информации, в том числе и газетами. Не знаю, есть ли сейчас журналисты, которые пишут «от себя». Все кому-нибудь служат. Театр - единственное место, которое может служить духовному росту личности, творчество – это дело личности, а не коллектива. Через личность проходят важные и интересные для всех идеи. В театре вы к ним приобщаетесь, познаёте».


Но сейчас зрительская культура отсутствует, дети с малолетства отвращены от театра. А кто не прошел этой «школы», вряд ли станет образованным, воспитанным человеком. Общество в целом от этого теряет.


В архиве «Птицы» кипы всевозможных дипломов самых разнообразных фестивалей. Их давно не считают. Первый свой «Гран-при» привезли в самый первый выезд. Так и повелось. Ежегодно небольшими группами выезжают на несколько таких творческих «симпозиумов», от российских до зарубежных. «Бывает, что нас и ругают, даже очень сильно», - говорит Светлана. Но как-то радостно она это говорит.


Спрашиваю о творческом «самоопределении». «Птица» - это что? ТЮЗ, «кружок драмы»? «Мы - авторский театр. «ТЮЗ» стало ругательным словом», – отвечает Светлана Шанская.


Содержательно этот термин («авторский театр») хочу проиллюстрировать тем методом, которым, к примеру, создавался спектакль «Сплошное неприличие». Из фестивальных поездок появляются друзья театра. Среди них – московский режиссер и литератор Михаил Левитин. У него есть огромный «театральный» роман о реальных деятелях российской сцены первой половины прошлого века. С разрешения автора берется фрагмент прозы, инсценируется, вводятся «вспомогательные» персонажи. Их функция – создать атмосферу, вовлечь зрителя в «поток времени», то салонного, то «кафе-шантанного», то «пролеткультовского». Важные действующие лица становятся… куклами, с которыми виртуозно «работает» Эмилия-Настя. Всё, от стоптанных туфель и платья главной героини до последней детали лаконичного реквизита (куклы – само собой! Это – «ноу-хау» самой Шанской), – это выдумка и творчество труппы. Светлана говорит – «от бедности», а мне показалось – от духовного богатства.


Сами актеры готовят сцену к спектаклю и разбирают декорации. Кстати, они же ремонтировали помещение, когда им его отдали в полуразрушенном состоянии.


На мой взгляд, в своем нынешнем состоянии провинциальная сцена человеку думающему неинтересна, не нужна. Я спросила Светлану, что она думает по этому поводу.


«Театр всегда должен говорить о чем-то предельном, остром, наболевшем, – считает она. - Мы же все сидим по домам, перед телевизором, мы перестаем общаться. Надо говорить о взаимодействии людей, о стране, о родителях, о детях, у которых не было детства. Пусть их души смотрят на нас».


Это уже – о готовящейся премьере. Спектакль «Беги, дитя, не сетуй!» (строчка из стихотворения Арсения Тарковского) – полностью авторский.


Светлана Шанская написала пьесу на материале из детдомовского (казанского) детства своей мамы. На премьеру приедет сам прототип. «На днях был прогон, мы все рыдали… Я даже подумала, не отказаться ли, пока не поздно?» – говорит Светлана Шанская.


В моем представлении, хороший театр всегда с чем-то «борется» - с мещанством, пошлостью, с бюрократами, с режимом. В этом смысле «Птица» живет… подобно природной птице. Поёт о том, о чем захочет. Никто не суется к ней «поруководить» репертуарной политикой, никому даже в голову не взбредет устраивать «худсовет» перед премьерой. Парадоксальным образом «периферийное» положение культуры в нашем обществе стало для «Птицы» благом – до них никому из начальства нет дела. Спасибо, что коммунальные расходы несет бюджет. Может быть, поэтому Светлана говорит – «нас начальство любит». И рада, что театр «по ведомственной принадлежности» оказался в сфере молодежной политики.


А не бывает ли так, что никто не приходит на спектакль? «Ой, что вы! Бывает, что из-за аншлага нам приходится отправлять по домам человек 10-15, – отвечает Светлана. - Наша «реклама» - это страничка в «Вконтакте», откуда наши «фанаты» узнают о репертуаре. Их там более тысячи.


Наши друзья приводят своих друзей. Они тоже становятся нашими друзьями. Конечно, мы могли бы зарабатывать хорошие деньги выездными спектаклями, детскими утренниками. Но нам этого не надо».


А что надо? В рамках недавно прошедшего семинара для руководителей народных театров «Птица» показала спектакль «Полетаем?» (по мотивам «Гадкого утенка» Г.-Х. Андерсена), а потом было обсуждение. Там Шанская рассказала, что из-за плотного расписания тренинги для актеров (сценическая речь, актерская пластика, вокал), бывает, затягиваются на всю ночь. Им интересно работать! Светлана мечтает хотя бы о небольших ставках для основной труппы, ведь «первенцы» «Птицы» уже «оперившиеся», взрослые люди, профессионально работающие на сцене. Я спрашиваю Артема, одного из участников только что закончившегося спектакля (сейчас он – «рабочий сцены»), чем он зарабатывает на жизнь? «Я продаю самодельные цветы!» - отвечает парень. «Врет! Это он из спектакля «Школа для дураков», – перебивает его Светлана Шанская.


«Птица» парИт в крайне неблагоприятном для творчества «небе» Ижевска уже более двадцати лет. И «если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно». Значит, не только автомат «Калашникова» на уме у жителей Ижевска.







Главный федеральный инспектор по УР Рустам Идрисов посетил выставку российского коллекционера Александра Шадрина «Шедевры Сальвадора Дали»

Александр Шадрин  привез в Ижевск более 60 работ известного сюрреалиста. Работы, представленные в ГУК «Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств», коллекционер собирал более 8 лет. 

Подготовка проекта «Шедевры Сальвадора Дали» началась в августе 1998 года в Москве и закончилась подписанием договора в 2006 году в парижском музее Дали. Все работы стали собственностью российского мецената и составили крупнейшую частную коллекцию работ испанского сюрреалиста в мире.


Александр Шадрин уже не первый год сотрудничает с ГУК «Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств». Российский коллекционер привозит в Ижевск работы лучших художников нашей страны, тем самым приобщая жителей Удмуртии к искусству.


Рустам Идрисов поблагодарил Александра Шадрина и директора ГУК «Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств» Татьяну Глухову за работу, которую они делают для жителей нашего региона. «Искусство обогащает духовный мир человека, его интеллектуальный и культурный уровень. У многих нет возможности выехать в Эрмитаж, посетить зарубежные экспозиции художников, скульпторов с мировым именем. То, что вы делаете для жителей нашего региона, - это неоценимая работа, вы знакомите жителей республики с жизнью и творчеством великих мастеров мира», - отметил Главный федеральный инспектор по Удмуртской Республике.


Сальвадор Дали – гениальный испанский художник - родился 11 мая 1904 года в каталонском провинциальном городке Фигейрасе, расположенном недалеко от границы с Францией. Стал самым ярким представителем сюрреализма. Создал множество оригинальных живописных, графических, скульптурных работ, разработал новые направления в дизайне мебели, архитектуре. Скончался 23 января 1989 года в Фигейрасе. Похоронен в музее-театре Сальвадора Дали.


Источник: gfi-udm.ru