По словам руководителя одной из ижевских СРО в области архитектуры и строительства, члена Союза архитекторов СССР Геннадия Никифорова, впервые вопрос об экологии Ижевского пруда был поставлен на уровне высшего руководства республики еще в 1970-е годы, когда началось благоустройство набережной восточной части пруда. Уже тогда стало понятно, что главный водоем столицы Удмуртии будет постепенно превращаться в болото, если срочно не принять меры по его защите от промышленно-хозяйственного окружения в черте Ижевска. И уже в семидесятые годы источником загрязнения пруда были не только крупные ижевские предприятия, ежегодно сбрасывавшие в него миллионы кубометров жидких отходов, но и транспортные магистрали центральных районов города, откуда в низину сбрасывалась дождевая и талая вода. В результате принятых в те годы решений при благоустройстве набережной в 70-е годы пруд был «отгорожен» с востока системой ливневых коллекторов, по которым дождевая вода, насыщенная нефтепродуктами, автомобильными маслами и прочей «химией», уходила в Иж ниже плотины по течению реки.


С тех пор многое изменилось. В частности, как сообщали в прошлом году некоторые информационные агентства, Ижевск обогнал столицу Российской Федерации по количеству личного автотранспорта на душу населения. Последствием этого стали не только частые пробки и аварии на дорогах города, но и растущее загрязнение ливневых вод. По словам Геннадия Никифорова, сегодня в реке Иж к югу от плотины «не могут выжить даже лягушки», да и сам пруд, в сущности, уже может быть признан непригодным для хозяйственно-бытового водоснабжения города. По крайней мере, воду из него пить многие не рискуют даже после очистки всеми средствами, имеющимися в техническом арсенале МУП «Ижводоканал».


Как писал «Д» в июле 2009 года, в первоначальном варианте проекта расширения набережной не были предусмотрены даже простейшие варианты дренажной системы. По информации, имеющейся к настоящему времени, водоотведение все же будет организовано, но по старой схеме советского времени – ливневые воды по-прежнему будут самотеком сбрасываться в Иж. Геннадий Никифоров называет это решение безответственным и крайне недальновидным. «Когда в прошлом году я участвовал в конкурсе по контракту на разработку проекта, я прямо говорил об этом, но слушать меня не захотели», – сообщил архитектор корреспонденту «Д». По его мнению, ливневые коллекторы должны быть оснащены насосами, которые поднимут отравленные воды из низины до уровня очистных сооружений. При этом наиболее эффективный вариант такого решения, по словам Геннадия Львовича, может стоить дороже, чем все работы по расширению набережной, – по инженерно-технической сложности он сопоставим со строительством метрополитена.


Однако, по мнению г-на Никифорова, это единственный способ замедлить ухудшение ситуации на городских водоемах, если уж республиканским властям непременно необходимо было затевать реконструкцию. То, что делается на набережной в настоящее время, заводит город в экологический тупик.


В то же время ничего удивительного в этом нет, ведь с самого начала, по словам собеседника «Д», реконструкция велась без проведения некоторых обязательных изысканий, предусмотренных строительными нормами и правилами. В частности, гидрогеологическое обследование района набережной Ижевского пруда до сих пор не выполнено. Иными словами, сколько, где и как здесь протекают грунтовые и ливневые воды, в настоящее время в полном объеме не знает никто. Учитывая, что «расширенная и обновленная» набережная будет буквально «висеть» над прудом на вбитых сваях, остается только догадываться, к каким последствиям может привести такой подход к этому престижному президентскому проекту. Геннадий Никифоров считает, что данный факт давно уже должен был стать предметом самого пристального внимания со стороны Прокуратуры Удмуртии.


В этом проявляется нежелание республиканских властей учитывать последствия собственных действий в ходе освоения бюджетных средств. Очевидно, например, что центр Ижевска, задыхающийся от пробок, невозможно «разгрузить» без расширения транспортного потока параллельно улицам К. Маркса и М. Горького – это было одной из задач, давно стоявших перед столицей республики. По словам Геннадия Никифорова, у заказчиков проекта был выбор, где пустить поток транспорта - по улице Милиционной или непосредственно по набережной Ижевского пруда, и для архитектора выбор очевиден. В данном случае, считает г-н Никифоров, чем дальше от берега, тем лучше: транспортная магистраль у самой кромки воды создает потенциальную угрозу экологической безопасности, риск размывания почвы, затоплений и т.п. Но руководство республики, видимо, посчитало эти соображения несущественными.


Кстати, в качестве примера принципиально иного подхода к делу Геннадий Никифоров приводит планы, обсуждавшиеся среди архитекторов «Удмуртгражданпроекта» еще в 1970-е годы. Тогда для той же цели оптимизации транспортной системы предлагалось, например, связать Ленинский район с северной частью города через Металлург, перебросив мост поперек Ижевского пруда от поселка Вараксино к улице Песочной. Сегодня это звучит как анекдот, но одновременно и демонстрирует разницу в масштабах мышления руководства республики советской и нынешней эпохи.


Как бы то ни было, одной из важных причин всех недоразумений, происходящих вокруг реконструкции набережной, Геннадий Никифоров считает непрофессионализм людей, принимающих принципиальные решения в области градостроения. «Главный архитектор должен насмерть стоять, когда ему такое предлагают, писать письма, вплоть до ухода с должности, – считает Геннадий Львович. – А он держится как человек, который подписывает все, что ему показали». Чтобы найти пути решения всех этих проблем, считает г-н Никифоров, неплохо было бы собрать специалистов для публичного обсуждения. Правда, сейчас, когда работы 1-й очереди по реконструкции набережной близки к завершению, очевидно, многое уже упущено.


В то же время проект третьей очереди реконструкции официально еще не утвержден. На прошедшей неделе стало известно об интересных поправках, внесенных заказчиком в извещение о проведении открытого конкурса. В соответствии с этими изменениями, цена контракта на разработку проектной документации 3-й очереди выросла более чем на 3 млн рублей, а в состав проектно-изыскательских работ добавлен пункт «Ремонт фасадов и кровли здания Ижевского индустриального техникума». Таким образом, президент Волков, неоднократно заявлявший о своем намерении уничтожить «жемчужину ижевской набережной», возможно, вынужден был отказаться от этой затеи. Напомню, что с ноября 2009 года выпускники и студенты Ижевского индустриального техникума выступали против варварского уничтожения здания, которое не только украшает берег пруда, но и является одним из символов Ижевска как крупного центра промышленного производства и инженерной мысли.


Что же касается будущего благоустройства спуска к воде от монумента Дружбы народов, то тут, как отмечает Геннадий Никифоров, строители уже сейчас сталкиваются с серьезными трудностями. Когда в 70-е годы здесь устанавливали монумент и лестничные сходы, именно проблема отвода ливневых вод стала одной из наиболее сложных задач, которую пришлось решать архитекторам. Тогда проблему удалось устранить – вся конструкция стоит на своем месте уже почти четыре десятилетия. Однако, с учетом сложности проблемы и последних «достижений» современных проектировщиков в области сооружения водоотводных систем, уже нет уверенности в том, что склон под монументом не «поплывет» спустя несколько лет после завершения строительства. Если это так, то привлечение как можно большего числа специалистов к открытому обсуждению реконструкции набережной по-прежнему чрезвычайно актуально.