На второй день после открытия выставки должен был состояться показ фильма «The Mark of Cain: on Russian criminal tattoos», который снял американец Аликс Ламберт про российские преступные татуировки.

Перед началом сеанса у зрителей было время ознакомиться с экспозицией. Ничто, как говорится, не предвещало. По залам были развешаны разные причудливые работы современных тату-салонов. Все представленные татуировки явно были сделаны из эстетических соображений - для красоты и уж точно не для негласного обозначения своего статуса. Из фотографий запомнилась наколка на руке от плеча и до ладони в виде различных сюжетов из книги «Алиса в стране чудес» и фотография мужской спины с изображением каких-то наскальных абстрактных рисунков. Человек этот больше напоминал картину какого-нибудь Малевича. Еще была фотография живота, на котором выколот японский кровавый комикс. Все довольно мило, «субкультурненько». Детей до 16 туда не пускали, видимо, из-за нескольких снимков, на которых татуировки были нанесены на женское тело. Хотя, думается, что при виде этих работ с детьми ничего бы особенного не произошло. Венеру Милосскую тоже, как известно, не в лифчике изваяли.


Один из организаторов выставки, Роман, рассказал, что сделать себе наколку дело не дешевое. «Напорюха» размером со спичечный коробок обойдется примерно в полторы тысячи рублей. И это только в том случае, если рисунок не очень сложный. Мастера таких салонов, естественно, никакого специального образования не имеют (т.к. делать наколки не учат ни в одном университете). В лучшем случае, это выпускники худграфа.


Что касается самой технологии, то, оказывается, в салонах колют не одной иглой, как многие думают, а сразу несколькими. В одной «пайке» может быть пятнадцать игл и даже больше. При этом, если верить техническим характеристикам, то тату-машинки способны наносить более 100 ударов в секунду (120-150). То есть за одну секунду она будет делать в вас 1500 дырок, а за минуту, соответственно, 90 тысяч дырок. Правда, тюремные машинки имеют совсем другие характеристики. И татуировки там колют вовсе не для красоты.


Фильм


«24 года, он уже вор в законе. Да какой он вор? Он еще жизни не видел», - рассуждал беззубый зек Евгений Новиков – осужденный за убийство. Пока показывали фильм, в зале стояла неестественная тишина. «Было жутко смотреть на это. Как-то раньше не задумывалась, что происходит с преступниками в тюрьмах. До тюрьмы хорошо себе представляешь: совершил, осудили, увезли. А то, что после этого их жизнь не кончается, об этом как-то забываешь», - поделилась своими впечатлениями от фильма одна из зрительниц, Наталья. На экране смеялись, плясали чечетку, пели песни самые настоящие воры, убийцы, грабители. Несмотря на это, тюрьма изнутри выглядела ужасающе, а люди в ней казались инопланетянами. «Я никогда не буду наемным убийцей. Уж больно дело хлопотное», - рассуждал один из заключенных. Не потому, что это жестоко, не потому, что это преступление, – просто хлопотно.


Татуировки у некоторых заключенных занимали всю спину и весь живот. Часто это были настоящие эпические картины, изображающие какие-нибудь библейские события. Только у персонажей этих картин было еще скрытое воровское значение. Иисус на кресте – вор в законе, количество куполов на церкви равняется количеству «ходок через зону», наколотый нагрудный крест указывает на веру в судьбу и так далее.

В тюрьмах татуировки запрещены, но их все равно делают. Для изготовления машинки используют механическую бритву, заточенную струну и колпачок от ручки. «Жженку» - чернила для татуажа – варят из жженого каблука кирзового сапога и мочи того заключенного, которому будут делать наколку. «Это как второй паспорт. Если у человека татуировки, то его можно просто прочитать как книгу и все», - объяснял значение татуировок один из заключенных.


Для обычного человека мир тюрьмы изнутри напоминает японские фэнтези. Почти всё эти люди делают не так, как обычные граждане. Письма и «посылки» передают друг другу из камеры в камеру, спуская из окна веревки на длинных палках. Эта внутренняя связь называется «дорога». На любое представление или концерт всегда собирается полный зал. Не потому, что зекам особо нравится искусство. Просто это один из немногих способов хоть как-то себя развлечь. Как рассказывает один из работников тюрьмы, до 2000 года на питание одного заключенного в день выделялось 67 копеек. В 2005 году, судя по сообщениям в СМИ, около 18 рублей. В конце 2009 года работники УФСИН утверждали, что ситуация с питанием заключенных наладилась. К примеру, заключенные Калининградской области, по словам руководителя регионального УФСИН Виктора Ряжева, питаются на 42 рубля в день, а несовершеннолетние заключенные даже на 114 рублей. «Несовершеннолетним мы даем и булочки, и сыр, и нарезки колбасные, и кофе», – поделился г-н Ряжев. Видимо, в 2000 году, когда снимался фильм, ситуация выглядела совершенно иначе.


«Могли неделями просто манной кашей кормить. Просто манной кашей - без масла, без соли. Я два раза дистрофией болел», - рассказывал бывший заключенный. Люди не могут нормально спать, так как вместо шестнадцати человек в одной камере находится до 50-ти заключенных. Спят по очереди. Воздуха не хватает даже с открытыми форточками. Из передачек от родственников доходят только хлеб и сигареты. Остальное зачастую изымают сами работники тюрем. В таких условиях наколки дают не какие-то абстрактные «почет и уважение», а совершенно конкретные возможности побольше поесть, побольше поспать, больше походить на выгулке. Поэтому за каждую наколку заключенный в ответе, и если он осмелится наколоть себе какую-нибудь звезду, не имея на то права, то это грозит ему серьезными проблемами. Правда уже тогда, в 2000 году, сами заключенные отмечали, что наколки постепенно выходят из обихода, а молодежь начинает колоть себе любые рисунки – так, для красоты.


Многие, кто надеется начать другую жизнь после срока, жалеют о том, что сделали себе наколки. По ту сторону колючей проволоки, вне преступного мира, они теряют свою магическую силу и не вызывают ничего, кроме предвзятого недоверия к их обладателю. Когда фильм закончился, в зале даже не стали включать свет, никто никого не благодарил за просмотр. Все просто оделись и ушли.