Предприниматели обвинили чиновников в желании похоронить малый бизнес. На фото: Во время акции протеста возле администрации г. Ижевска, 9 декабря 2009 года.Хотя запрет на торговлю спиртным в ночное время вступает в силу только после новогодних праздников, контуры конфликта между бизнесом и чиновниками определились уже к началу декабря, когда нежелание властей заниматься этой проблемой стало причиной массовой акции протеста индивидуальных предпринимателей.


Первоначально встречу в таком формате планировалось провести на месяц позже, но обвинения в безответственности и коррупции, выдвинутые «ларечниками» 9 декабря во время пикета перед зданием администрации, в котором приняло участие порядка 350 человек, очевидно, вынудили чиновников ускорить обсуждение. Работники администрации, судя по всему, готовились к длительным и сложным переговорам. Как удалось выяснить, гардеробщиц в фойе предупредили, что им потребуется «триста номерков для бизнесменов». Так что горожан, пришедших в это время в мэрию по другим вопросам, просили проходить, не снимая верхней одежды.


Принимающая сторона обеспечила солидную явку муниципальных и государственных служащих: на встречу пришли министр торговли и бытовых услуг УР Петр Пономарев с заместителем Галиной Трегубовой, представители МВД по УР, МЧС, городской и районных администраций г. Ижевска. С другой стороны, бизнес-сообщество столицы Удмуртии, проявившее высокую активность в первой декаде декабря, в этот раз фактически проигнорировало приглашение. К началу встречи большой зал заседаний оказался практически пуст, не считая двух-трех десятков человек, значительную часть которых составляли сотрудники местных СМИ. «Холодно, наверное, машины не сработали, не завелись, всякое в жизни бывает…» – прокомментировал отсутствие предпринимателей заместитель главы администрации г. Ижевска Валерий Кузьмин.

С этого момента «встреча с предпринимателями» приобрела формат монолога представителей власти. Заместитель министра торговли и бытовых услуг УР Галина Трегубова рассказала о положении дел на алкогольном рынке республики. По ее словам, если в Башкирии и Кировской области в последнее время наблюдается снижение продаж алкогольной продукции (по крайней мере, легальной), то в Удмуртии ни о каком снижении речи не идёт. Более того, «благодаря качеству нашей алкогольной продукции мы завоевываем рынки в 53 регионах страны», – победно заявила чиновница. Внутри Удмуртии доля продаж крепких напитков местного разлива составляет 92 процента. Удмуртия зарабатывает на этом около 1,5 млрд руб. ежегодно, а в этом году акцизный сбор должен составить не менее 1,7 млрд рублей. «Продолжаем работать в том же духе, в том же стиле», – подбодрила предпринимателей замминистра торговли. Похвалившись достижениями в продаже крепких алкогольных напитков, Галина Трегубова проинформировала участников встречи, что запрет на торговлю крепкими алкогольными напитками в ночное время – это только первый шаг государства по ужесточению «правил игры» в этой сфере. По ее словам, в настоящее время готовится ряд серьезных изменений в федеральном и республиканском законодательстве, «вплоть до введения полной государственной монополии на алкогольную продукцию».


В ближайшие месяцы на федеральном уровне будут рассмотрены варианты введения квот на точки розничной торговли спиртным из расчета 1 магазин на 5 тысяч жителей, а также установления общероссийского лицензионного сбора на уровне 250 тыс. рублей (сегодня он равен 10 тыс. руб. в соответствии с законодательством Удмуртии). Правда, именно Правительство УР последовательно выступает за смягчение этих инициатив. «Мы против такой политики, потому что непонятно, кому должны быть выданы эти лицензии, – считает Галина Трегубова. – Тут возможны коррупция, злоупотребления, и, кроме того, это вызовет рост нелегальной торговли». По словам чиновницы, республиканский закон об ограничении торговли спиртным в ночное время «был принят в более мягкой редакции» и только благодаря усилиям Министерства торговли Удмуртии.

Серьезные опасения в связи с государственной политикой вызывает угроза распространения контрафактного алкоголя. «Не обращайте внимания на дешевый алкоголь, – неоднократно призывала Галина Трегубова. – 50 рублей с одной бутылки водки составляют только НДС и акцизы… Меньше 92 рублей за одну бутылку оптом – это признак контрафакта». Поддержал ее и Петр Пономарев, посоветовавший не поддаваться соблазнам, связанным с дешевыми поставками. «За дешевой водкой придут крутые ребята, и вы уже не будете командовать в своем магазине, – предостерегал министр. – Это опыт наших коллег из округа… Дешевых продуктов не бывает, за все придется платить». Правда, Удмуртия благодаря своим крупным ликероводочным предприятиям, по мнению чиновников, относительно благополучна в этом отношении. «Татарстан и Башкирия, думаю, пусть здесь не учат нас жизни. Мы тринадцать лет с этим работаем, у нас стабильные рынки, все спокойно, без всяких подпольных разборок, без нелегального оборота», – заявил г-н Пономарев.


После этого чиновникам стали задавать вопросы. Один из предпринимателей назвал новый республиканский закон «как всегда, совершенно непродуманным» и заявил, что его положениями закрепляется неравноправие розничных магазинов и заведений общественного питания – последним торговать водкой по ночам запрещать не будут. Министр торговли частично подтвердил справедливость этих претензий. «Я на первом этапе был против по тем же соображениям, что вы говорите – нарушается антимонопольное законодательство, одни торгуют, другие нет. Но три десятка регионов, которые закон приняли и по нему работают, общепит оставили. То есть вы правы, но закон есть закон, он согласован, будем исполнять», – отреагировал Петр Пономарев.


Высказала свои претензии и владелица спорт-кафе, имеющего по документам статус закусочной. По словам предпринимательницы, довольно странно, что в ресторанах крепким алкоголем торговать разрешено, а в закусочных – нет: как администрации заведения доказать при проверке, что алкоголь приобретен до 23.00, если закусочная работает до часу ночи? Сошлись на том, что необходимо открывать клиенту новый счет перед началом «запретного» времени, чтобы в случае проверки иметь на руках отбитые чеки. Однако обвинения в недостаточной проработке технических вопросов, связанных с исполнением закона, чиновники оставили без внимания.


По мнению Петра Пономарева, принятие антиалкогольных законов отражает «баланс интересов» предпринимателей, общества и государства, но только ограничениями продажи спиртных напитков проблему алкоголизации населения решить нельзя. Министр привел в качестве примера башкирский опыт. «Мы в Уфе много ездили по городу и ни разу не видели на улице ни одного человека с бутылкой в руке. Но там установили штраф 800 рублей, оштрафуют раз-другой, а потом уже говорят жестко – мужик, ты сейчас улицы пойдешь мести. И правильно, я считаю», – заявил министр.

После этого слово было предоставлено представителям правоохранительных органов и пожарной охраны, выступившим на тему подготовки к празднованию Нового года и безопасности общественных мест. Судя по всему, эта тема не вызвала у предпринимателей никакого интереса. Людей в зале становилось все меньше. «Вот мы вам все разъяснили по нашему основному вопросу, – сказал в финале встречи Валерий Кузьмин. – Может быть, у вас есть какие-нибудь вопросы? Может, есть замечания?» Вопросов и замечаний не было: участники мероприятия в это время уже потянулись к выходу.