Встретил меня мой знакомый. «Пойдем, пойдем! Я покажу тебе обезьяну, похожую на Путина», - потащил он меня к дальним картинам. На холсте, написанном маслом, был изображен негр, у которого на плече сидела обезьянка, чья мордочка действительно имела определенное сходство с лицом премьера. Правда, как стало ясно, сходство это совершенно случайное. На выставке не было никакой крамолы. Представленные картины принадлежали известной художнице, члену Международной Федерации художников Римме Вьюговой, а также ее ученицам Наталье Шарафутдиновой, Ольге Кузнецовой и Лиане Димитрошкиной. Картинка с негром и обезьянкой принадлежала руке самой госпожи Вьюговой. Правда, с автором мне пообщаться почти не удалось.


Римма Вьюгова была очень занята общением с другими художниками, поэтому организаторы выставки познакомили меня с ее сестрой. До этого, когда я осматривал правое крыло экспозиции, меня удивило, почему сама Вьюгова пишет в основном иконы, а ее ученицы – натюрморты. Потом мне объяснили, что кроме икон, многие из которых, кстати, пишутся под заказ и стоят больших денег из-за использования сусального золота, Вьюгова пишет и другие картины.


Из учениц художницы удалось познакомиться лишь с Лианой Димитрошкиной, которая, помимо своей творческой деятельности, является депутатом Городской думы Ижевска. Ходили слухи, что для этой выставки Лиана предложила несколько картин с изображением обнаженной натуры, но строгую цензуру они не прошли. Обнаженные женщины действительно странно бы смотрелись рядом с иконами. Увидеть «обнаженку» можно было только на сотовом телефоне самой Лианы Ивановны. Для более подробного знакомства с «запрещенной» живописью мы договорились встретиться отдельно. Правда, до сих пор так и не встретились. Лиану Димитрошкину я сфотографировал около ее акварели «Гладиолусы». На выставке эта дама была единственной обладательницей огромного букета цветов, что, вероятно, свидетельствовало не только о её таланте, но и о наличии галантных поклонников.


Клоуны министра


Помимо открытия выставки Риммы Вьюговой, у меня была задача заглянуть еще на одну выставку в ВЦ «Галерея», которая начала работу неделей ранее в соседнем зале. Там должна была демонстрироваться, кроме всего прочего, коллекция кукол-клоунов министра культуры, печати и информации Удмуртской Республики Дмитрия Иванова, которую он собрал за время своей работы в должности директора Государственного цирка Удмуртии. Говорят, что среди директоров цирков есть такая традиция – дарить друг другу клоунов.


Сначала почему-то мне объявили, что зал, где должны были быть клоуны, уже закрыт и не работает. «Кабинет уже опечатан, и туда никого не пускают», - сказала мне представитель выставочного центра. Еще через полчаса оказалось, что зал с экспозицией не только не закрыт – в нем даже находятся авторы. На выставку пришли авторы отдельной экспозиции, расположенной в том же зале, Елена Арвин и Татьяна Симукова. Девушки работают совместно, называя свой союз «Творческое пространство «Гнездо».


Кроме работ «Гнезда» были выставлены тряпичные куклы художницы из Израиля Иры Крохмаль, а также игрушечные туфельки коллекционера из Ижевска Татьяны Фрейберг. Среди всех экспонатов фарфоровые куклы Арвин и Симуковой впечатляли более всего. Тряпичных персонажей Крохмаль можно отнести к разряду «современное искусство». Ее куклы хоть и выглядят весьма забавно, но они все же не многим забавнее, чем прочие плюшевые игрушки, которые делаются большими тиражами на игрушечных фабриках. Туфельки Фрейберг, может, и представляли некую художественную ценность, но, по сути, коллекция выглядела просто прихотью небедного человека.


Зато работы Арвин и Симуковой были настоящими произведениями искусства. Для того чтобы понять это, не требуется специального художественного образования. Своих кукол они льют из жидкого фарфора, который в России достать почти невозможно. Каждая деталь будущей куклы лепится вручную сначала из глины. Потом уже готовое изделие обжигают в печи при сверхвысокой температуре. Умные, трогательные и изящные фарфоровые куклы резко контрастировали с забавными тряпичными игрушками, гламурными туфельками и клоунами.


Что касается клоунов Иванова, то они чем-то напоминали туфельки Фрейберг. Кстати, стояли они тоже на соседних стендах. Правда, министр культуры начал собирать коллекцию, видимо, не по своей воле, а в силу мировых цирковых традиций. Мне рассказали, что одна из фигурок в коллекции г-на Иванова даже была подарена клоуном, входящим в пятерку лучших клоунов мира. Однако сути дела это не меняло. По коллекции Иванова нельзя судить ни о художественном вкусе, ни о каких-то других качествах министра.