Чужой среди чужих


В первый раз такую форму общения с федеральными СМИ президент Удмуртии опробовал в сентябре прошлого года. Тогда самым актуальным вопросом его личной повестки дня было переназначение на новый президентский срок. Александр Александрович был бодр, козырял аграрными достижениями региона, говорил, что ему неинтересен сюжет о взаимоотношениях депутата Госсовета УР Маркина с «Газпромом», отрицал наличие протестного движения в Удмуртии, а оппозиционную гражданскую активность считал возможной исключительно за деньги. Он не мог вспомнить названия некоторых инвестиционных проектов, реализуемых на территории Удмуртии, и гордился тем, что одно время лично тормозил приход в республику федеральных торговых сетей. С видимым удовольствием и подробностями рассказывал об открывающемся зоопарке и цирке, поход в который, по его мнению, даёт детям первые уроки патриотизма.


Уже тогда было интересно наблюдать за поведением президента Волкова в не контролируемой им аудитории. Начавшаяся после избрания первого президента Удмуртии тотальная стерилизация республиканского информационного пространства привела к тому, что вопросы, могущие его как-то расстроить или просто потревожить, Александру Александровичу не задаются годами. И теперь только старожилы помнят, что перлы публичных выступлений раздраженного Волкова во второй половине 90-х годов могли соперничать с лучшими образцами «красноречия» самого Черномырдина. И прошлогодняя, и нынешняя пресс-конференции в федеральном информагентстве не просто заставили вспомнить о тех бурных временах, но и вновь позволили воочию увидеть, политик каких управленческих и экономических взглядов возглавляет Удмуртию уже более полутора десятков лет.


Простой советский человек


Итак, перед равнодушно-нейтральной аудиторией предстал хорошо одетый, нисколько не сомневающийся в себе человек позднесоветской формации. Высшая ценность для него – это государство, которое должно давать и спрашивать, обеспечивать и контролировать. Все проблемы, нынешние и предшествующие трудности, по мнению Александра Волкова, проистекают оттого, что ими недостаточно занималось государство. То есть универсальным ответом на любой вызов времени является увеличение числа чиновников, занятых соответствующим направлением. Например, если у «ИжАвто» проблемы, то их причина исключительно в том, что у государства нет концепции развития отечественного машиностроения. То, что, например, именно при нынешнем президенте Удмуртии автозавод прекратил выпускать собственную модель, которая могла оказаться востребованной упавшим рынком, в эту схему не укладывается и, разумеется, не озвучивается.


Однако тщательно пестуемый в местном информационном пространстве образ радетеля за судьбу завода был разрушен вполне нейтральным вопросом о перспективах «ИжАвто» в контексте его сотрудничества с «Ростехнологиями». Выяснилось, что информация о приобретении «Ижевским машзаводом» 24,7 процента акций автозавода, появившаяся на новостных лентах 14 декабря, к 17 декабря оставалась для главы республики полным откровением. При этом президент Удмуртии сообщил, что держит руку на пульсе автозавода каждый день, а о том, сколько обошел по этому вопросу кабинетов, готов писать мемуары. Очевидно, что он просто не представляет другого метода решения вопросов, чем бесконечное посещение чиновников, которые могут дать деньги или хотя бы пообещать решить проблему. Любопытно, что, дабы смягчить столь очевидный конфуз от своей неосведомленности, через три дня после пресс-конференции Волкову пришлось делать через «Интерфакс» заявление с положительной оценкой событий недельной давности.


Пока Александр Волков тешит себя иллюзиями, что Сбербанк оформит в собственность 51 процент заложенных у него акций «ИжАвто» и найдет инвестора. Поскольку глава республики заявил, что он верит в производство 300 тысяч автомобилей на Ижевском автозаводе через 5 лет, увольнение оставшихся 3 тысяч работников предприятия, видимо, уже неизбежно. Как не трудно догадаться, в его понимании, виноваты в этом будут федеральные власти.


Надо ждать


Президент Удмуртии, не смикшированный своей пресс-службой, даже на нейтральных и вполне дружелюбных вопросах моментально демонстрирует смесь некомпетентности с самобытностью. Например, на логичный и интересный вопрос о том, покинули ли Воткинск американские наблюдатели, он дал исчерпывающий и ясный ответ, что нет, не покинули, а почему, он не знает, поскольку не он их туда селил и не ему выселять. Вообще, все хорошее, что происходит на территории республики, – это заслуга местных властей, а все негативное – результат неправильной федеральной политики либо отказа от советского наследия. Понятно, что широкий круг новых возможностей и институтов - от Интернета до гражданского общества, выходящего за рамки тех, кого приглашают на празднества в Дом дружбы, не вписываются в эту концепцию, а потому неинтересны Александру Волкову. Поэтому весьма выигрышный вопрос о механизме оповещения российских и иностранных инвесторов о потенциальных проектах в Удмуртии так и повис в воздухе. Еще бы, ведь если личный блог высшего должностного лица республики является спам-свалкой, какие уж тут механизмы.


Сто с лишним тысяч рублей, которые были заплачены информагентству РИА «Новости» за проведенное мероприятие, – редкий пример того, когда средства на государственную пропаганду были потрачены с пользой для общества. Пресс-конференция еще раз подтвердила, что политические и управленческие принципы и воззрения президента Удмуртии Александра Волкова нисколько не изменились с 90-х годов прошлого века. Никакая демонстрация бессилия применяемых им методов для решения реальных экономических проблем не поколеблет его уверенности в собственной правоте. Конечно, ведь торговый дом «Удмуртия» в столице России разорился исключительно из-за приверженности москвичей к мороженому мясу и порошковому молоку, а чтобы покупались отечественные товары, всего-то и надо - ввести заградительные пошлины на иностранные...


Самое печальное, что никакая демонстрируемая президентом Удмуртии некомпетентность с неэффективностью нисколько не повлияет на его текущую политическую судьбу. Год назад крупный чиновник глубоко пенсионного возраста Григорий Рапота почти демонстративно безобразно выполнил работу по подбору реальных, а не декоративных альтернатив Александру Волкову. Вектор развития республики в сторону второй очереди зоопарка европейского уровня был подтвержден, и потому слишком горячих надежд на ближайшую перспективу питать, наверное, не стоит. Пока же президент Удмуртии может записать себе в актив освоение новой медийной ниши – героя фельетонов в федеральных СМИ. В начале года его настойчиво-безуспешный полет в Москву для придания импульса своему переназначению был отмечен газетой «Известия». Конец года венчает фельетон под рубрикой «Филантропия» в «Независимой газете», посвященный размышлениям Александра Волкова об импортозамещении трусов.




Избранные цитаты

О задачах государства и его роли в экономике:

«…Мы сами себя должны себя кормить, одевать, обувать. Вот любого сейчас из нас раздень… До смешного дошли - мы не можем себя обеспечить ни носками, ни трусами, ни майками. Я уж не говорю о верхней одежде…»

«…Я считаю, что государства в экономике мало у нас. Именно поэтому в экономике мало и толку. Рынок должно регулировать и строить государство».


О недепрессивной Удмуртии:

«…Даже в этом году у нас никакой депрессии нет. И даже глядя на меня, вы можете об этом судить… Разве может депрессивная территория построить театр кукол. Вроде бы не до этого. Разве может депрессивная территория построить лучший зоопарк, который мы открыли в прошлом году и в котором побывало уже более 500 тыс. жителей…Разве может депрессивная территория построить лучший в России цирковой комплекс…Не верьте тем, кто говорит вам о депрессивности в Удмуртии».


О борьбе с пьянством и нелегальной водкой:

«…Будем бороться. Мы сейчас приняли ограничение с Нового года. И плюс я надеюсь, что я справлюсь со своими силовиками, с тем чтобы не было в продаже того, что сегодня есть, к сожалению. Но надеюсь, на государственном уровне это тоже будет приниматься».


О торговле в Москве:

«…Мы открывали торговый дом «Удмуртия». Привозили шикарного качества молочные продукты и мясные. Потому что все, что из молока, у нас производится из цельного, а не из порошка, как в Москве. И все мясное из охлажденного мяса, а не из замороженного. Но мы выдержали всего три месяца… Продали этот торговый дом и ушли с московского рынка. Тут у вас в Москве мы не сладим. То есть нам не дали здесь торговать…»


О борьбе с коррупцией:

«Модная тема. Ее надо побеждать не разговорами, а ответственностью… Надо, наконец, в стране, и в частности в субъектах, вводить ответственность. За все, в том числе и за коррупцию.

Ну, скажите, кого в последние годы не только в тюрьму посадили, это у нас умеют делать, а конфисковали имущество, если ты коррупционер. В советское время это делали. А кто нам мешает принять?»


О спорте, неграх и Хиддинке:

«…При наличии команды по хоккею и по футболу мы ни рубля бюджетного не тратим на приобретение игроков. Это моя принципиальная позиция. Я смотреть не могу, когда за наши команды бегают негры и прочие, прочие. Мне противно. Тратим бешеные деньги и потом говорим, что это наш спорт. Это не наш спорт... Или глядя на этого хваленого Хиддинка, мы уже два чемпионата мира пропускаем. Для чего деньги такие бешеные тратим?»