Владимиру Гродецкому всё как с гуся вода.Несанкционированная акция протеста состоялась в четверг, 10 декабря, и прошла прямо на территории завода. Потерявшие терпение работники предприятия потребовали погасить многомесячную задолженность по зарплате, возобновить работу завода и отдать под суд Владимира Гродецкого - гендиректора ОАО «Концерн «Ижмаш» и председателя совета директоров холдинга, в который входит «Молот». На Вятскополянском машзаводе работает четверть работоспособного населения города, а первую и единственную в этом году зарплату рабочие здесь получали в мае. Митинговать работники «Молота», по свидетельству очевидцев, начали ещё 8 декабря, требуя от руководства завода и города сказать, когда будет зарплата, но никаких ответов так и не получили. «В случае если не будут приняты немедленные меры по погашению задолженности, мы оставляем за собой право перекрыть железную дорогу», - передаёт угрозу заводчан интернет-портал www.davecha.ru.


Протест на экспорт


Среди претензий заводчан «Молота» к ижевским топ-менеджерам есть и недовольство по поводу переманивания ведущих специалистов-конструкторов в Ижевск, где им якобы обещают большую зарплату. Между тем и в Ижевске обстановка давно накалена до предела, и протесты рабочих в Вятских Полянах стали лишь звеном в цепи волнений, начавшихся в своё время в Ижевске. Напомним, что с аналогичным требованием – отдать под суд Владимира Гродецкого за развал оборонных предприятий в столице Удмуртии - уже больше года выступают работники группы предприятий «Ижевский машзавод». Осенью прошлого года в Ижевске под лозунгом «Гродецкий – могильщик «Ижмаша»!» прошло сразу несколько массовых акций протеста, а образованный на митинге Комитет ветеранов и работников «Ижмаша» направлял в Москву делегацию для передачи соответствующего обращения в Администрацию Президента РФ, Правительство РФ и Генеральную прокуратуру РФ.


Однако в ответ от федералов ижевчане получили лишь несколько формальных отписок.


Не вышел «Профилем»


Через три дня после акции протеста рабочих на «Молоте» свой камень в адрес руководителя «Ижмаша» Владимира Гродецкого бросил его «коллега» - гендиректор ФГУП «Ижевский механический завод» Андрей Наточев. В интервью журналу «Профиль» (№ 46 от 14.12.2009) г-н Наточев дал понять, что в трудностях Ижмеха и проблемах его новой администрации есть и доля вины Гродецкого. «Нашим заказчиком является Ижевский машзавод, у него миллионные долги перед нашим предприятием. Сейчас это предприятие на грани банкротства, и мы рискуем не получить средства за отгруженную продукцию», – заявил Андрей Наточев. При этом, по мнению гендиректора ФГУП «Ижевский мехзавод», у «Ижмаша» «есть схемы реализации, при которых прибыль можно получить и от залежавшихся на складах комплектующих». По словам Наточева, «машзавод мог бы использовать их для погашения долга и для того, чтобы избежать банкротства». При этом гендиректор ФГУП «ИМЗ» не выдержал и перешёл на личности: «Однако руководству предприятия, в частности директору Гродецкому, видимо, интереснее процедуры банкротства, чем расчет по долгам». Это был удар по «больному месту», учитывая, что в Ижевске репутация Владимира Гродецкого часто увязывается именно с банкротствами подведомственных ему предприятий.


Впрочем, в биографии самого Наточева тоже немало «темных пятен», всплывших во время недавнего скандала с обвинением его в предоставлении фальшивого диплома при назначении на должность гендиректора ФГУП «ИМЗ». Кроме того, в своём интервью журналу «Профиль» г-н Наточев много намекал на некие силы, которые использовали затянувшуюся процедуру передачи предприятий в состав ГК «Ростехнологии» и «просто растащили имущество, создали искусственную кредиторскую задолженность» и «совершили ряд других экономических преступлений».


Обратно в лоно?


На фоне обострившихся социальных конфликтов и борьбы внутри менеджмента оборонно-промышленного комплекса в понедельник, 14 декабря, стало известно ещё об одном событии, прямо связанном с ижевскими предприятиями, входящими в состав ГК «Ростехнологии». В информационном письме за подписью директора по управлению корпоративной собственностью и ценными бумагами ОАО «Ижевский машзавод» Елены Горшковой было объявлено о том, что Ижевский машиностроительный завод снизил долю своего участия в уставном капитале ОАО «Автомобильные компоненты «Ижмаш» с 15,69 до 0,00001 процента. Одновременно была уменьшена доля общества и в капитале ОАО «Автохолдинг «Ижмаш» - с 18,75 до 0,0000004 процента. Взамен акций своих «дочек» ОАО «Ижевский машзавод» получило 24,66 процента акций в уставном капитале ОАО «ИжАвто».


Как предположили аналитики, продавцом пакета акций ОАО «ИжАвто», скорее всего, выступила самарская группа СОК, и это может быть первым шагом перехода «ИжАвто» под контроль ГК «Ростехнологии» через Ижевский машиностроительный завод. В случае реализации данного варианта Ижевский автозавод второй раз за свою историю окажется в лоне своей бывшей «матери».


Каким образом несколько лет назад «ИжАвто» перестал принадлежать «Ижмашу» (а казна потеряла очередной государственный актив), сегодня в материнской компании вспоминать не любят.


Понять топ-менеджмент «Ижмаша» можно, все эти годы стратегическим руководством группы предприятий занимался всё тот же Гродецкий.