Бюджет Ижевска на будущий год можно сравнить с дырявым баркасом.Во-первых, жесткому «обрезанию» подверглись такие отрасли, как образование и здравоохранение, которые и в предыдущие-то годы влачили в Ижевске достаточно жалкое существование.


Во-вторых, накопленные в период «юбилейного угара» миллиардные долги грозят теперь просто обрушить финансы ижевского муниципалитета. В-третьих, в бюджете не заложены средства на одну из самых эффективных в столице Удмуртии программ социальной защиты населения - социальный проездной для десятков тысяч ижевских пенсионеров.


Здравоохранение: без лифтов, бинтов и медикаментов


Пожалуй, наиболее ярко кризисная ситуация с городскими финансами в бюджете 2010 года проявляется в расходах на здравоохранение. Так, например, на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы запланировано всего около 13,7 млн руб. Это в два с половиной раза меньше, чем в бюджете 2009 года (34,3 млн руб.), и почти в 7 раз меньше от настоящих потребностей отрасли (93 млн руб.), если обеспечивать ее в соответствии с законодательством. На почти 9 млн руб. меньше, чем в 2009 году, заложено средств на автотранспортные услуги станции скорой медицинской помощи. Приобретение медицинского оборудования в 2010 году должно составить всего… 1% от предусмотренного в бюджете 2010 года (лишь 370 тыс. руб.).


В 5 раз меньше от прошлого года запланировано выделение средств на текущий ремонт городских больниц и в 20 раз меньше – на капитальный ремонт. Более того, предусмотренные 3,4 млн руб. - это в 235 (!) раз меньше от реальных потребностей отрасли в ремонте зданий и помещений. Не хватает средств на чистку и ремонт молочных кухонь, реанимационных отделений, операционных блоков, палат интенсивной терапии, на приобретение пожарного инвентаря…


На текущие расходы - стирку белья, ремонт лифтов и оборудования, вывоз мусора, изготовление медицинских бланков, закупку канцтоваров и моющих средств, захоронение послеоперационного материала, дезинфекцию и др. – денег запланировано в 4 раза меньше, чем в предыдущем году. По утверждению представителей городского управления здравоохранения, «защищавших» финансирование своей отрасли на депутатских комиссиях, при самой жесткой экономии заложенные в проекте бюджета суммы позволяют обеспечивать медико-санитарную помощь требуемого качества только в течение первого квартала 2010 года.


В целом по отрасли «Здравоохранение» расходы без учета выплат зарплаты запланированы на 30% меньше, чем в прошлом году. Размеры этого «дефицита» - почти 185 млн руб. Кроме того, в проекте не учтен еще 81 млн руб. кредиторской задолженности, которая накопилась в отрасли за 2009 год. Еще хуже выглядит картина, если исходить из установленных федеральных нормативов (Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 год). В этом случае ижевскому здравоохранению не хватает более полумиллиарда рублей.


Образование и культура – картина та же


Мало чем отличается ситуация и в других не менее значимых отраслях. Школам и детским садам практически не заложены средства не только на капитальный, но и на текущий ремонт, на подготовку объектов к учебному году. Катастрофической является ситуация с противопожарными мероприятиями – например, дошкольным учреждениям на эти цели запланировано вместо требуемых 43 млн руб. всего 3,3 млн руб., школам вместо 9 млн руб. – вообще ничего. Абсолютно не предусмотрены в этот раз средства на продукты питания школьникам из неимущих семей (потребность - 3,8 млн руб.), на услуги по питанию школьников (29,5 млн руб.), на летний отдых детей (10,9 млн руб.). Доходит до смешного – нет 338 тыс. руб. на классные журналы, которые учителя, видимо, должны будут приобретать за свой счет или собирать на них деньги с родителей учеников. Городским библиотекам отказано в самых минимальных потребностях на приобретение книг и подписку периодических изданий, из-за нехватки средств планируется сократить 75 сотрудников и закрыть в течение года 10 из 26 муниципальных библиотек.


Городское хозяйство и социальная сфера


Резко сокращены в сравнении с текущим годом расходы на благоустройство, дороги и жилищно-коммунальное хозяйство. Как абсолютно нереальное, было воспринято на заседании депутатской комиссии по бюджету и финансам предложение найти в бюджете 189 млн руб. на содержание автодорог. Традиционно уже не заложены в бюджете необходимые суммы на капитальный ремонт многоквартирных домов по искам жителей, выигравших суды у Горжилуправления (ГЖУ).


Кризис финансов


В ходе заседаний депутатских комиссий, прошедших в первой половине декабря, были сформулированы ряд предложений по изменению расходной части бюджета, подготовленного администрацией города. Однако, в соответствии с принятыми в ходе согласительных процедур решениями, почти все они будут рассматриваться не раньше марта следующего года. «Законный» предлог такой отсрочки – отсутствие поступлений в бюджет, которые могли бы обеспечить финансирование дополнительных расходов.


На самом деле ситуация еще хуже. В кулуарах Гордумы прозвучала информация, что на 1 января «официальная» задолженность муниципалитета достигнет 1,630 млрд руб., а сумма неисполненных обязательств за выполненные работы и оказанные услуги из-за падения доходов составит еще порядка миллиарда рублей. В проекте бюджета 2010 года отражен, по сути, не фактический долг, а только та его часть, что связана с обслуживанием кредитов.


Сумма заимствований, отраженная в проекте бюджета, составляет 2 млрд 360 млн руб., при этом эффект этих заимствований будет крайне низок, поскольку в том же 2010 году надо будет погасить 2 млрд 50 млн руб. Верхний предел муниципального долга города Ижевска на 1 января 2011 года зафиксирован в проекте бюджета в сумме 1 млрд 910 млн руб. Это при запланированных доходах 6 млрд 465 млн 993 тыс. руб. и расходах 6 млрд 925 млн 681 тыс. руб. (дефицит бюджета – 459 млн 688 тыс. руб.). Для сравнения: еще в бюджете 2008 года сумма кредитов была в два раза меньше - 1 млрд 100 млн руб. (погашение – 770 млн руб.), а верхний предел муниципального долга (при тех же общих параметрах бюджета, что и в 2010 году) утверждался на конец года в размере всего 230 млн руб.


Странная поправка


Наглядно вся глубина проблемы проявилась, в частности, уже в ходе обсуждения депутатами на заседаниях комиссий ситуации с питанием детей в дошкольных учреждениях. Как выяснилось, для того, чтобы кормить детей в соответствии с законодательными нормативами, необходимо добавить к заложенным в бюджете средствам еще 103 млн руб. Увеличить в два раза плату за посещение детских садов не позволяет закон (она должна составлять не более 20% от всей суммы расходов). В итоге администрация города согласилась добавить 100 млн руб., но средства эти были переброшены из строки расходов на обслуживание муниципального долга (всего 347 млн руб.). Понятно, что это чисто формальное решение, поскольку отказ от обслуживания долга чреват банкротством муниципалитета.


Социальный проездной


Вторая поправка в проект бюджета, которая обсуждалась на депутатских комиссиях, касалась социального проездного билета (СПБ). Предложение комиссии по местному самоуправлению, которая по моей инициативе проголосовала за необходимость изыскания средств на социальный проездной, в ходе согласительных процедур было отвергнуто профильной комиссией по бюджету и финансам. Зато возникла идея исключить пункт №20 текстовой части проекта бюджета, который приостанавливает действие социального проездного для городских льготников в 2010 году, и тем самым вынудить администрацию города и транспортников решать вопрос с СПБ без средств бюджета. Однако уже в этот вторник главе администрации г. Ижевска Александру Ушакову (член политсовета РО партии «Единая Россия») и главе города Виктору Балакину (глава фракции «Единая Россия»), насколько известно, удалось переломить ситуацию. Пункт 20 будет исключен, но одновременно планируется отменить и решение Городской думы, которым в 2005 году в Ижевске был введен СПБ.


«Взамен» пенсионерам собираются поднять ежемесячную выплату со 190 руб. до 220 руб. Учитывая, что с 1 января проезд возрастает до 11 руб., ижевским старикам кинут подачку в виде одной «дополнительной поездки». Таким образом, если не удастся добиться восстановления социального проездного, средний ижевский пенсионер, получающий нищенскую пенсию 5-7 тысяч руб., сможет позволить себе в течение месяца всего 10 поездок с расчетом «туда-обратно», да и то только, если его маршрут не предполагает пересадку из одного трамвая (автобуса) в другой.


Кто виноват и что делать?


То, что мы наблюдаем сегодня с бюджетом, - это результат той безответственной бюджетной политики, которая велась в предшествующие годы в Ижевске и республике в целом. До сих пор не погашены долги в сотни миллионов рублей за выполненные работы в рамках мероприятий подготовки к празднованию 450-летия вхождения Удмуртии в состав России (в частности, 180 млн руб. составляет задолженность за «юбилейный» ремонт фасадов зданий). Миллиарды бюджетных средств были освоены на «дворцовых стройках» президента Волкова, при этом, по сути, не была решена ни одна системная проблема в городском хозяйстве.


Приходится констатировать, что глава администрации города, «эффективный управленец» Александр Ушаков не смог, во-первых, обеспечить минимальный объем доходной базы для исполнения муниципалитетом своих обязательств перед населением, во-вторых, не смог или не захотел защитить выделение дополнительных трансфертов Ижевску из республиканского бюджета. В таких случаях в нормальном обществе на самом деле принято подавать в отставку.


На самом деле деньги в республике есть. В разы занижена стоимость выставляемых на приватизацию предприятий. Как уже сообщалось, из 3 млрд руб. на капстроительство, заложенных в бюджете Удмуртии, порядка 1,6 млрд руб. проходят вне целевых программ и предназначены, скорее всего, на продолжение дорогостоящих строительных проектов типа реконструкции ДК «Ижмаш» и ижевской набережной. Кстати, по имеющейся информации, в проекте ижевского бюджета запланировано порядка 24-30 млн руб. на выкуп и снос исторического здания на набережной – так называемого «Управления Ижстальзавода». Сегодня это здание своим расположением «мешает» потратить новые сотни миллионов бюджетных средств на реконструкцию набережной. Напомню, что в бюджете Удмуртии на компенсацию транспортным предприятиям за социальный проездной 34 тыс. федеральных льготников (ветеранов труда) заложено всего 35 млн рублей. Из городских льготников, по данным за прошлый год, своим правом на покупку социального проездного также пользовалось всего 34-35 тысяч человек. Цифры, как видим, вполне сопоставимые.