Конечно, это выход из безвыходной ситуации: когда не получается пробиться сквозь стену бюрократии в предусмотренном Законом обычном порядке, остаётся уповать только на «главного бюрократа» страны. Если повезёт, он распорядится, и все решится само собой. Но и у Главного есть свой лимит на чудо. В этот раз повезло ученице 9-го класса Тане, попросившей «выделить немного денег» на покупку компьютеров для родной школы, где их в наличии имеется всего три штуки. «Таня, как старик Хоттабыч, обеспечу компьютерами каждого учащегося в вашей школе.

Нет здесь больших сложностей» – так просто, по-путински пообещал Владимир Владимирович. И объяснил своё решение исключительно чудесным образом: «Поскольку вы до меня добрались, я считаю своим долгом отреагировать на вашу просьбу». Могло повезти кому-то другому. И Путин, «как старик Хоттабыч», с чувством исполненного служебного долга также бы «выделил немного денег» или распорядился в адрес местного губернатора.
 
Рефлексия

Многочисленные политологи и доктора различных наук в считанные дни и даже первые часы успели публично осмыслить слова и действия руководства страны, совершив этот акт самопознания за первых лиц государства в самых разных формах – от холопского до возвышенного. Но здесь всех, должно быть, превзошел президент «Фонда эффективной политики» Глеб Павловский. В своей статье-интервью «Путинская Россия не даст себя обнулить!» г-н Павловский вывел новую формулу: «Путин остается жрецом российской гражданской религии». Это, конечно, не сказочный герой Хоттабыч, но со «жрецом» получается даже реальней и круче. Образно говоря, почти все, кто столь долго находился у руля государства, становятся «жрецами гражданской религии». «Система Путина - это способ управления элитами за счет их страха перед массами, – развивает свою мысль Глеб Павловский. - Это уникальная доверительная коммуникация одного человека с широкими массами». «Медведев, - по мнению главы «Фонда эффективной политики», - пока лишь ищет себе коммуникативную лидерскую модель. Тем временем Путин совершенствует, развивает свой жанр, и тот работает».

Культ личности

Путин, конечно, и без помощи политологов понимает, что уже стал частью российской истории. И насчёт признаков «культа личности» тоже имеет свои соображения. Во всяком случае, подчиненные-друзья, по словам премьера, «еще иногда пытаются» рассказывать ему анекдоты про Путина, но, судя по данной реплике - «еще иногда пытаются», попытки эти скоро закончатся. Однако выбранный им самим вопрос: «Вы считаете деятельность Сталина в целом положительной или отрицательной?» - это же и есть попытка косвенно объяснить, чем его личный «Культ» отличается от культа личности «отца всех народов». «Весь тот позитив, который, безусловно, был, - по мнению Путина, в годы индустриализации и войны, - тем не менее достигнут неприемлемой ценой». «Такой способ управления государством, достижения результата неприемлем», – делает Путин категоричный вывод. И, видимо, отводит, таким образом, обвинения со стороны критиков уже в его собственный адрес.

Не дождётесь

«Не дождётесь!» – категорично отреагировал премьер на озвученное ведущей Марией Ситтель предложение из Краснодара «оставить политику» и «пожить уже для себя, для детей, для семьи, ну и отдохнуть, наконец». У президента «Фонда эффективной политики» Глеба Павловского на этот счёт есть свои соображения. «Политическое предложение Медведева существует и связано с его новой стратегией модернизации. Вроде бы оно создает площадку дебатов. Очень соблазнительную для тех, кто хотел бы выйти на нее и там, на ней, дать бой Путину. Но это иллюзия, что бой можно дать там! – убежден г-н Павловский. - На деле, на данный момент энергетика находится в другом месте… Тот, кто захотел бы дать бой «системе», должен был бы выйти не на уютный пятачок «дискуссий о модернизации», а на ринг, куда вышел Путин, и дать бой вот этим людям, которые его хотят слушать…» Справедливости ради надо сказать, что выбор площадок «слушателей» видеоконференции 3 декабря тоже был в руках премьера. Семь выбранных точек на карте страны: Пикалево, Саяно-Шушенская ГЭС, Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Тольятти, Набережные Челны и Новокузнецк – так выгодно подавали широту географии и интенсивность рабочих поездок Владимира Путина в уходящем году, что сомнений в том, не хочет ли премьер «наконец отдохнуть», и в самом деле не остаётся. Нет, не хочет.

Молчание большинства

Кроме того, по мнению политолога Глеба Павловского, не только не хочет, но ещё и не имеет на это права. «Если бы Путин прекратил говорить с ним (Прим. ред. – большинством граждан), как он это делает, что бы произошло? – задает риторический вопрос г-н Павловский. - Оно (большинство) ведь от этого не рассеется. Это весьма консолидированное большинство. И кто бы с ним смог разговаривать, кроме Путина, кто им смог бы управлять? В нашей истории уже случалось, что большинство теряло лидера, который его собрал, – предостерегает президент «Фонда эффективной политики», - и тогда превращалось в гигантскую проблему для политики. В политическую протоплазму, неспособную двигаться самостоятельно, зато желанную для тех, кто хочет ее собрать в новую тару и манипулировать. Отсюда постоянный риск популизма».

Что с тандемом?

Страхи долгожителей из административной Системы перед пока слушающим Путина большинством понятны. Но что же, они больше не верят в «тандем»? Вопросы о крепости политического тандема премьера и президента звучали и во время видеоконференции. «Путин своей «прямой линией» ответил на вызов Медведева, – считает Павловский. - Зато тандем получил импульс стабильности и должен его использовать, чтобы двинуться дальше, сохраняя баланс. Потому что тандем - это институт динамического равновесия, его жизнь - это потеря баланса и его восстановление, – теоретизирует о сущности взаимоотношений первых лиц государства близкий к Кремлю политолог. - Каждый из двоих, Медведев или Путин, делает свой ход, формально нарушающий баланс, как человек при ходьбе. Медведев сделал свой ход посланием и речью на съезде, где он вторгся в прежнее поле Путина. В ответ Путин расширил и стабилизировал свое поле». Сам премьер эти «полевые» политические игры ощущает намного проще. «Хорошие», - коротко охарактеризовал он взаимоотношения в тандеме Медведев-Путин, объяснив всё давним знакомством и университетским родством. «Времени ещё достаточно», - ушел Путин от окончательного ответа о планах на 2012 год. «Мне думается, что каждый из нас на своем месте должен сегодня исполнять свой долг», - пожелал он, видимо, в адрес обоих участников тандема.

Чиновники могут

Общее субъективное впечатление от прошедшей 3 декабря видеоконференции – слишком длинно. И как-то уж подчеркнуто стерильно и бесконфликтно. Вот поставили бы ещё пару видеокамер во Владивостоке, где митинговали автомобилисты, или в Ижевске, где продолжают митинговать пенсионеры, – это была бы пусть и не вся Россия, но уж, во всяком случае, не семь касаний премьера. А так все четыре часа и одну минуту эфира способна была заменить одна фраза премьера: «Чиновники могут решать и решают очень многие проблемы, особенно мои коллеги в правительстве России. Они работают много. Надо сказать, что это очень компетентные люди, очень профессиональные. Они действительно стали экспертами в тех отраслях, которыми занимаются, без всякого преувеличения. Работают много». Что-то в этой фразе смущает. Может быть, то, что «так много работают» коллеги премьера, а зарабатывают, судя по опубликованным декларациям, почему-то их жены…




Хронограф


Телевстреча Владимира Путина с народом длилась рекордные 4 часа и одну минуту. За это время премьер-министр успел сказать 1256 предложений и 17 тыс. 982 слова, которые состояли из 102 тыс. 985 букв. В прошлом году, впервые проведя «прямую линию» в ранге главы правительства, господин Путин ограничился 3 часами и восемью минутами. Меньше всего он общался с народом во время первой телетрансляции в 2001 году - 2 часа и 20 минут. С тех пор длительность программ ежегодно росла.


Еще до начала трансляции премьеру были заданы 1,5 млн вопросов, в то время как к началу прошлогодней линии - 1,4 млн. Рекорд в 2,2 млн «изначальных» вопросов был поставлен в 2007 году. Владимир Путин успел ответить на 87 вопросов (в 2008 году - на 76). Из них 16 озвучили люди из студии, 15 поступили из регионов во время телемостов, 13 пришли из Интернета, 12 - по SMS, 6 были заданы по телефону, 3 принадлежали ведущим, а еще 22 вопроса глава правительства отобрал лично. Стоит отметить, что, будучи премьером, Владимир Путин старается удовлетворить любопытство большего числа граждан, чем во времена президентства. В 2001-2007 годах он отвечал в среднем на 58 вопросов.


Прямые включения осуществлялись из семи точек: Пикалево, Саяно-Шушенская ГЭС, Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Тольятти, Набережные Челны и Новокузнецк. В прошлом году таких телемостов было шесть, а в качестве главы государства господин Путин обычно связывался с 11-12 населенными пунктами.


Как и в 2008 году, наиболее волнующей россиян темой оказалась социальная политика - 35 вопросов (14 в 2008 г.). Премьер ответил на 14 личных вопросов (9 в 2008 г.) и 10 внутриполитических (8 в 2008 г.). Кроме того, он выслушал 7 просьб (столько же и в 2008 году). Впервые за все «прямые линии» господин Путин употребил слово «любовь», иронически охарактеризовав отношение к нему президента Белоруссии и признавшись в теплых чувствах к животным и Украине.


КоммерсантЪ