Смещенный со своего поста в пятницу, 20 ноября, Михаил Добындо уже в понедельник, 23 ноября, обратился в Арбитражный суд УР с исковым заявлением к ОАО «Ижевский автомобильный завод» о признании недействительным решения совета директоров. Кроме того, оставшийся без работы руководитель «ИжАвто» просил суд принять ряд обеспечительных мер, среди которых запрет на исполнение решения о назначении нового гендиректора Владимира Бондаренко, запрет МРИ ФНС № 8 г. Ижевска на внесение записи в ЕГРЮЛ, а также запрет органам управления ОАО «ИжАвто» на принятие каких-либо решений по вопросам прекращения полномочий генерального директора общества.


На другой день, 24 ноября, судья Лариса Ахметова своим определением об обеспечении иска удовлетворила большую часть требований истца. Так, на ОАО «ИжАвто» была создана ситуация двоевластия. Вернувшийся на завод Михаил Добындо, опираясь на определение судьи Ахметовой, издал приказ № П-306 от 25.11.2009 г., согласно которому объявил, что «продолжает исполнять обязанности генерального директора ОАО «ИжАвто» с 25 ноября 2009 г. до вступления решения Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу № А71-17731/2009 Г13 в законную силу». При этом, по информации источников на заводе, Михаил Добындо издал приказы об увольнении голосовавших за его снятие на совете директоров финансового директора Евгения Страхова и главного юриста Андрея Важова.


Наблюдатели отмечают, что определение об обеспечении иска от 24 ноября было вынесено очень своевременно для Михаила Добындо, поскольку именно в этот день заканчивался срок его контракта в должности гендиректора ОАО «ИжАвто». Мотивируя свое решение, судья Лариса Ахметова ссылается на АПК РФ и, в частности, на то, что «суд вправе принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю».


О каком возможном «значительном ущербе заявителю» Михаилу Добындо шла речь при вынесении определения суда, не совсем понятно. Вероятно, о тех солидных премиях, о которых, в частности, сообщала на прошлой неделе газета «Ведомости» со ссылкой на представителя группы СОК, утверждавшего, что группа «разделяет озабоченность рабочих солидными премиями, которые выплачивает себе Михаил Добындо во время банкротства завода (от 887 тыс. до 1 млн 655 тыс. руб.)».


В прошлый четверг, 26 ноября, Арбитражный суд УР отказал в принятии новых обеспечительных мер по иску Михаила Добындо, просившего запретить общему собранию акционеров и совету директоров ОАО «ИжАвто» принимать решения по вопросам прекращения полномочий и назначения генерального директора. Однако, мотивируя это решение, судья Лариса Ахметова пояснила, что «уже принятой обеспечительной меры достаточно для сохранения существующего состояния отношений (status quo) между сторонами». Действительно, Михаил Добындо может сегодня фактически заблокировать работу совета директоров до урегулирования вопроса в арбитражном суде, а это может занять не один месяц. Так, затянув время до 4 марта 2010 года (срок, до которого на заводе решением Арбитражного суда УР от 4 сентября введена процедура временного управления), Михаил Добындо получит возможность новым решением арбитража ввести на «ИжАвто» более жесткую процедуру банкротства – конкурсное управление. Об этом, кстати, 13 августа говорили во время рабочей встречи президент Удмуртии Александр Волков и Михаил Добындо, о чём было сообщено на официальном сайте Президента Удмуртской Республики.


Как уже писал «Д», утвержденная арбитражным судом кандидатура временного управляющего вызывает много вопросов. Рашид Загидуллин, один из десяти удмуртских арбитражных управляющих НП СРО «Гильдия арбитражных управляющих» - Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация «Гильдия арбитражных управляющих» (ГАУ), до автозавода банкротил в основном колхозы и предприятия малого бизнеса. Каким образом выбор при принятии решения о банкротстве «ИжАвто» пал именно на него, никто из специалистов сказать точно не может. Тем не менее вряд ли это воля случая. Также сомневаются эксперты и в случайности вынесения определения об обеспечении иска Михаила Добындо к ОАО «ИжАвто», вернувшего полномочия уволенному руководителю. По мнению наблюдателей, на решения судьи Арбитражного суда УР могли оказать влияние из резиденции президента Удмуртии. Тогда становится понятно, почему представитель Правительства УР Валерий Богатырёв не приехал на заседание совета директоров, заранее зная, что расклад голосов там будет не в пользу Михаила Добындо. Зато в отличие от открытых акционерных обществ в суде всё не так прозрачно. «Д» будет следить за развитием событий.