Дискуссионный во многом текст Послания не оставляет сомнений только в одном – десятилетию, прошедшему под знаком прерогативы «стабильности», приходит конец, а вместе с ним должны уйти из политического лексикона и слова «преемник», «тандемократия», прочие понятия, порожденные стремлением во что бы то ни стало обеспечить «преемственность власти» в Кремле.


Застоялись


Очевидно, что у третьего президента России Дмитрия Медведева совершенно иная миссия, нежели миссия второго президента Владимира Путина или первого главы нового российского государства Бориса Ельцина, в «преемниках» которого нынешний премьер и лидер «Единой России» числился максимум полтора-два года из восьми лет своего правления. Создалось впечатление, что разработчики Послания намеренно вычистили из текста даже само это любимое слово новой русской бюрократии – «стабильность». Во всяком случае, Медведев упомянул о стабильности лишь раз, и то в ином, общественном, а не бюрократическом контексте, заявив, что перемены к лучшему происходят лишь там, «где граждане ценят общественную стабильность и уважают закон». Добавив при этом: «И в то же время могут брать на себя ответственность за положение дел в своём посёлке или городе, понимают, что только активная позиция приводит в движение тяжёлую машину государственной бюрократии».


«Священные коровы» периода «стабильности» - губернаторы, главы и президенты субъектов РФ, присутствовавшие 12 ноября на заслушивании Послания в Большом Кремлевском дворце, в речи президента фактически не упоминаются, о них Медведев вспомнил лишь однажды, посчитав целесообразным возложить на руководителей регионов полномочия и ответственность за реализацию нового порядка согласования разрешительной документации инвестиционных проектов. Более того, впервые задачи «модернизации» - квинтэссенции этого Послания - были увязаны с необходимостью развития политической конкуренции.


По отношению к нынешней монополии «Единой России» это равнозначно по последствиям развернувшейся в годы перестройки дискуссии об исключении из Конституции СССР статьи о «руководящей и направляющей силе советского общества, ядре его политической системы – КПСС». Способность учитывать мнение всех граждан, независимо от их политических и иных убеждений, по мнению Президента РФ, является теперь «главным критерием эффективности государства».


Четырнадцать поручений


Чем ещё заметно отличается второе Послание Медведева, так это обилием данных в нём поручений правительству. Все поручения премьеру Путину президент Медведев уложил в 507 слов (5,3 процента от объема Послания). Это не так мало, в тексте первого Послания их вообще не найти. В ноябре прошлого года недавно избранный президент Медведев лишь высказал пару пожеланий в адрес Правительства РФ, ни к чему в принципе это правительство не обязывающих. На прошлой неделе премьер Владимир Путин получил 14 поручений, некоторые из них должны быть исполнены уже до конца текущего года, другие вообще трудноисполнимы. Например, поручение в течение полугода утвердить программу содействия развитию моногородов, а также принять комплексные планы для тех населенных пунктов, которые находятся в наиболее сложной ситуации. Или поручение подготовить дополнительные меры по поддержке потребительского кредитования и расширения жилищного строительства. В общем, получается, что председателю Правительства РФ есть теперь чем заниматься кроме того, чтобы следить за тем, у кого на этой неделе выше рейтинг доверия и кто на сегодняшний день главный в «тандеме».


Партии – наш рулевой!


По крайней мере, шесть из семи зарегистрированных в России политических партий могут считать Послание серьёзным авансом на будущее. Кроме «Единой России», которую, как «партию власти», должно устраивать сохранение существующего порядка, остальные партии заинтересованы в расширении допуска к информационным и иным ресурсам, снижении административных рисков при регистрации своих списков на выборах и преодолении порога прохождения в представительные органы власти. Президент Дмитрий Медведев пообещал«продолжить совместную работу по созданию дополнительных условий для свободной, справедливой и цивилизованной конкуренции между партиями», сделав, таким образом, шесть из семи партий своими заинтересованными союзниками в негласном соревновании за популярность между командами премьера и президента. Энтузиазм партий к тому же должен подогреваться тем, что все политические предложения, прозвучавшие год назад в первом Послании, в течение последующего года были в принципе реализованы.


Новым словом Послания-2009 стала ставка на укрепление демократических институтов на региональном уровне. Оживлять политическую жизнь на местах президент Медведев предлагает не радикально, но сама постановка вопроса говорит о понимании того, что никакие команды из Кремля без включения в процесс общественно активных групп граждан не заставят местные элиты заниматься модернизацией. Два «ключа» к решению данной задачи автор Послания назвал, но оставил право их применения на будущее за собой – это решение о переходе к выборам в представительные органы власти всех уровней исключительно по партийным спискам и отказ от сбора подписей как метода допуска партий к выборам.


Но сажать надо


«Однако одними «посадками» проблему не решить. Но сажать надо» – так президент Медведев сформулировал ещё одну перемену в своей позиции по вопросу коррупции. Раньше акцент делался на изменении условий, способствующих коррупции, и воспитании нетерпимости к этому явлению. Ещё в сентябре в своей статье «Россия, вперёд!» Медведев был более лоялен к системе: «У нас нет «новых» судей, как нет «новых» прокуроров, милиционеров, сотрудников спецслужб, чиновников, бизнесменов и т.д. Нужно создать нормальные условия работы для действующего правоохранительного корпуса, решительно избавляясь от проходимцев. Нужно учить правоохранителей охранять и защищать права и свободы».


В Послании президент Медведев более категоричен: «Должны быть приняты самые энергичные меры для очищения рядов милиции и специальных служб от недостойных сотрудников. Таких следует предавать суду. Работники этих структур будут предоставлять сведения о своём имуществе и имуществе членов своих семей. Нужно жёстко укреплять дисциплину, активнее заниматься внутренними расследованиями, добиваться полного соответствия морально-психологических качеств личного состава высоким профессиональным требованиям».


Повелитель времени


Самой экстравагантной инициативой Послания стало, конечно, предложение рассмотреть возможность сокращения количества часовых поясов, а также целесообразность перехода на летнее и зимнее время. «Задумывались ли мы когда-нибудь по-серьёзному о том, насколько столь дробное деление позволяет эффективно управлять нашей страной, не приводит ли к использованию слишком дорогих технологий?» – задал риторический вопрос об избыточности 11 часовых поясов президент России. Судя по реакции зала, так и есть - никто об этом серьезно не думал. И может быть, правильно, что не думали. Конечно, неудобно столичным бюрократам, приходящим утром на работу в Москве, руководить Дальним Востоком, где к этому времени рабочий день уже давно завершен. Ну, тут же что главное? Чтобы людям удобнее было…


За прошедший год взгляды Президента РФ Дмитрия Медведева на то, в какой стране живут россияне, претерпели серьёзные изменения