«Учительский» скандал разразился 5 ноября, когда на заседании президиума Госсовета УР министр образования и науки Андрей Кузнецов объявил, что педагоги, скорее всего, лишатся надбавок за классное руководство, финансировавшихся ранее из федерального бюджета. Со следующего года эти расходы перекладываются на регионы, однако в Удмуртии 143 млн руб., которые требуются на эти цели, не изыскали. По информации министра, средний размер ежемесячной выплаты составляет в городах 2392 руб., а в сельских районах – 1821 руб. (это примерно от 10 до 50% оклада). Откуда министр Кузнецов взял эти цифры, впрочем, осталось неясно, поскольку федеральное законодательство устанавливает данную надбавку из расчёта 1 тыс. руб. за класс численностью не менее 14 учеников в сельских школах и не менее 25 - в городских. Но это только часть средств, которые выплачиваются за классное руководство, вторая составляющая традиционно закладывается в муниципальных бюджетах и составляет до 30 процентов от оклада педагога. Тем не менее даже если речь идет о потере одной тысячи рублей в заработке учителя – это очень серьезно. В Удмуртии учителя, многие из которых вынуждены работать на полторы-две ставки, получают в среднем 8-9 тыс. руб., всего же в республике насчитывается почти 10 тысяч классных руководителей.


Особенно одиозно новость про отмену надбавок выглядит на фоне того, что следующий год официально объявлен Годом учителя. Показательной оказалась реакция представителей республиканских властей. Наталья Сударикова, депутат фракции «Единая Россия» в республиканском парламенте и председатель постоянной комиссии по науке и образованию, выразила уверенность, что ничего страшного, если будет отменена надбавка, не случится. «Работали мы и до нацпроекта без этой надбавки, - заявила г-жа Сударикова. - Оттока кадров не боимся, поскольку учителя – это особая категория людей, которая не может просто закрыть класс на ключ и уйти. Все понимают, что за нами дети, и никуда от этого не деться».


Несколько иную информацию удалось получить от председателя рескома проф-союза работников народного образования Удмуртии Владимира Векшина. По его словам, 10 ноября он специально обратился по данному вопросу в ЦК проф-союза и получил ответ, что средства на классное руководство в федеральном бюджете все-таки заложены, просто теперь они проходят по другому подразделу нацпроекта «Образование». В то же время профсоюзный лидер озвучил другую острую проблему, касающуюся заработков учителей. В текущем, 2009 году индексация зарплаты практически всех падагогов составила всего 6-9 процентов.


Основная часть индексации ушла на выполнение требования федерального закона о доведении минимальной ставки оплаты труда до прожиточного минимума, то есть 4330 рублей, для учебно-вспомогательного персонала. То есть рост зарплат учителей в этом году оказался ниже уровня официальной инфляции. Между тем в проекте бюджета на 2010 год индексация вообще не закладывается. «Профсоюзы настаивали, - говорит Владимир Векшин, - о включении реальной индексации зарплат в «антикризисный план», однако ни в бюджете России, ни в бюджете Удмуртии это требование отражения не нашло». При этом, по информации профсоюза, уже сегодня, из-за падения доходов бюджета, в ряде муниципальных образований республики имеют место негативные тенденции - прежде всего, в отношении работников дошкольных учреждений. В целях «экономии» имеют место попытки урезать надбавки к зарплате, уменьшить рабочий день, провести сокращение штата.


Серьезный риск несет разработанный Правительством УР проект бюджета и для федеральных и региональных льготников. Напомним, что этим категориям, в отличие от городских льготников (пенсионеров, не имеющих ветеранских званий), 2 ноября было обещано сохранить социальный проездной билет в следующем году в полном объеме. Однако в проекте бюджета Удмуртии на 2010 год средства на эти цели заложены явно недостаточные. На компенсацию транспортным предприятиям стоимости проезда региональных льготников (то есть ветеранов труда) заложено 201 млн руб., а федеральных (ветеранов войны, «чернобыльцев», инвалидов и др.) – всего 35,2 млн рублей. По данным Минсоцзащиты, ежедневно в Ижевске и других городах республики пользуются услугами общественного транспорта 49 тыс. льготников регионального регистра и 30 тыс. – федерального. Иными словами, величина компенсации за федеральных льготников занижена в разы, что, скорее всего, обернется ограничением количества поездок всех льготников после введения системы электронных проездных. В настоящий момент власти публично заявили об отказе от этих планов, но если борьба протестного движения Ижевска за восстановление социального проездного для городских льготников («обычных» пенсионеров) не увенчается успехом, эти планы могут быть реализованы уже в середине следующего года.


На самом деле, таких «зон риска» в проекте бюджете на 2010 год может оказаться множество. Отчасти это связано с очередным перераспределением налогов в пользу федерального центра и повышением расходных полномочий региональных бюджетов - затраты на организацию летнего отдыха детей, субвенции региональным бюджетам по льготникам, ветеранам и труженикам труда и тыла, дотационные пособия на детей и ряд других расходных статей. Взамен «отобранного» налога на добычу полезных ископаемых регионам дают возможность повысить в два раза транспортный налог. Хотя, как известно, власти Удмуртии пойти на повышение транспортного налога из-за угрозы усиления акций протеста пока не решились.


Логику федеральных властей (если она вообще здесь присутствует) можно объяснить лишь как попытку заставить региональные власти в условиях кризиса рационализировать свои бюджеты за счет сокращения экономически неэффективных расходов. Однако, если это так, то в случае с Удмуртией данная установка не сработала. В проекте республиканского бюджета, например, на цели капитального строительства закладывается порядка 3 млрд руб., из которых более 1,6 млрд руб. не прописаны в целевых программах и, скорее всего, будут осваиваться в рамках так называемых «престижных строек» президента Волкова - при строительстве второй очереди зоопарка, реконструкции ижевской набережной и Дворца культуры «Ижмаш» и др. Среди сотрудников госаппарата ходят упорные слухи о планируемом повышении в течение следующего года зарплаты чиновникам, а на заседании комиссии Госсовета УР по социальной политике в начале ноября уже был рассмотрен проект закона УР «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Удмуртской Республики». В ходе его обсуждения прозвучала информация о намерениях властей поднять пенсии бывшим чиновникам. Были названы и конкретные размеры повышения: на 40 процентов - имеющим стаж госслужбы более 15 лет и на 75 процентов - отслужившим более 25 лет.