26 октября Александр Волков делал то, что обычно занимает большую часть его реального рабочего времени, - принимал участие в очередном торжественном мероприятии. На этот раз это была церемония вручения сертификатов материального вознаграждения спортсменам и их тренерам за успехи на соревнованиях по велоспорту. На церемонии присутствовал и вице-президент Федерации велосипедного спорта России Юрий Кучерявый, который похвалил Удмуртию за высокий уровень развития велоспорта: «На протяжении четырех последних Олимпийских игр представители Удмуртии всегда присутствовали в стартовых составах сборной России». «В ходе диалога, - сообщает сайт www.udmurt.ru, - Юрий Кучерявый предложил построить на базе спортивного курорта «Чекерил» кольцевую велотрассу. Президент Удмуртии оценил это предложение и дал поручение министру по физической культуре, спорту и туризму Удмуртии Игорю Краснову детальнее проработать этот проект для включения его в перечень объектов строительства на 2010 год».


Что такое автономное учреждение «Чекерил» и чьи коммерческие интересы связаны с этим спортивным курортом с частично государственным финансированием - тема отдельного разговора. Однако энтузиазм, с которым глава региона с серьезными финансовыми проблемами в период кризиса раздает обещание по увеличению объектов капитального строительства, вызывает, по меньшей мере, удивление. Другой эпизод со «спортивно-строительной» тематикой в последнее время имел место в Завьялово, где Александр Волков пообещал вместо недавно построенного стадиона построить новый – намного лучше. «На этом стадионе уже проходили Сельские игры, - рассуждал президент перед телекамерой, - но согласитесь, что он уже уступает тому уровню стадионов, которые мы строим».


Трудно, конечно, не согласиться, что лучшее – враг хорошего, но только не на фоне резкого падения в 2009 году доходов республиканского бюджета на почти 8 млрд руб. от запланированных. Ситуация с финансами Удмуртии действительно весьма серьезная. Согласно разработанному правительством республики проекту бюджета, в будущем году доходы бюджета Удмуртии составят 26 млрд 872,2 млн рублей, расходы – 30 млрд 726,7 млн рублей.


Образующийся при этом дефицит бюджета - 3 млрд 854,5 млн руб. – планируют покрывать за счет дальнейшего наращивания долговых обязательств. Согласно проекту «Программы государственных внутренних заимствований Удмуртской Республики на 2010 год», сумма привлеченных по ней средств составит 3 млрд 100 млн рублей. Из них: 1 млрд руб. - государственный облигационный заём, 1 млрд 100 млн руб. - кредиты от коммерческих организаций, 1 млрд руб. - бюджетные кредиты из федерального бюджета.


При этом не следует забывать, что государственный долг Удмуртии по состоянию на 1 октября 2009 года уже составил 5,316 млрд рублей. Предельный объем государственного внутреннего долга Удмуртской Республики на 2010 год в проекте бюджета предусмотрен на сумму вообще близкую к 10 миллиардам (9 млрд 870 млн 526 тыс. руб.). Предполагается, что только обслуживание государственного и муниципального долга в грядущий год обойдется республиканскому бюджету в сумму 653 млн 345 тыс. рублей.


Собственно, это и есть «цена юбилея» - точнее, безудержного раздувания в течение последних лет финансирования из бюджета так называемых «престижных строек Волкова», приуроченных к целому ряду юбилеев (200-летия ижевского оружия, 450-летия вхождения Удмуртии в состав Российского государства). Проблема даже не в том, что юбилеи не кончились – в 2010 году нас ждет еще 250-летие Ижевска, а в том, что не закончился «строительный зуд» президента Волкова, превратившегося, по сути, в главного лоббиста «освоения» миллиардов бюджетных средств несколькими «особо зарекомендовавшими» себя строительными компаниями.


Одно дело, если бы в ходе масштабного строительства речь шла о решении каких-либо системных проблем населения республики. Для сравнения: в соседнем Башкортостане, где власти на протяжении последнего десятилетия занимались проблемой обветшавшего жилого фонда, были созданы отработанные механизмы, которые позволили этой республике после принятия федерального закона №185 эффективно включиться в программы Фонда содействия реформированию ЖКХ. За два года Башкирия получила из Фонда ЖКХ более 10 млрд рублей.


«Мы получили в прошлом году из Фонда ЖКХ 1,7 млрд рублей, - рассказал на недавней пресс-конференции министр ЖКХ Башкортостана Гемань Асадуллин. - В этом году мы получили около 7 млрд рублей. За два года с учетом финансирования сноса аварийно-ветхого жилья мы получили более 10 млрд рублей. Это огромные средства. Кроме того, ежегодно по республиканской адресной программе для объектов жизнеобеспечения республики из бюджета Башкирии выделяется около 400 млн рублей. Ежегодно мы еще получаем около 100 млн рублей на неотложные вопросы, которые выявляются в ходе подготовки к зиме».


В конце 2006 года, когда Городская дума г. Ижевска осмелилась впервые попросить у республиканского бюджета 750 млн руб. на программу капремонта жилых домов, президент Волков, который к тому моменту уже «освоил» 1 млрд 139 млн руб. на строительстве цирка и готовился к освоению новых миллиардов на зоопарк, Дом дружбы и т.д., отреагировал крайне нервно, чуть ли не обвинив депутатов в провокации. В итоге в бюджетах республики и города впервые появились строки расходов на капремонт жилого фонда (по 50 млн руб. – в 2007 г.), что, конечно, принципиального значения для решения проблемы не имело. Неудивительно, что в 2009 году Удмуртия, подавшая заявку в Фонд ЖКХ на 1,7 млрд руб., не нашла поддержки у федерального центра и получила всего около 640 млн рублей. В целом за два года действия 185-го закона республика смогла «со скрипом» получить около 1,4 млрд руб., что не идет ни в какое сравнение с 10-миллиардным успехом Башкирии и даже не выбирает установленные для Удмуртии лимиты в 2,4 млрд рублей.


В проекте бюджета Удмуртии на 2010 г. напротив строки «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включённые в целевые программы», стоит достаточно серьезная сумма – более 1 млрд 621 млн рублей. Входит ли сюда, например, строительство второй очереди зоопарка, дальнейшая реконструкция ижевской набережной и Дворца культуры «Ижмаш» - остается сегодня «военной тайной» президента и правительства республики. Во всяком случае, робкие попытки некоторых депутатов Госсовета Удмуртии получить на руки титульный список объектов капитального строительства на 2010 год пока успехом не увенчались. Впрочем, как обычно…






Сколько стоит Волков,  Госсовет и Правительство УР

На расходы по строке «Общегосударственные вопросы» в проекте бюджета республики на 2010 год заложено более полутора миллиардов рублей (1.503.843.100 руб.). Из них на «функционирование высшего должностного лица субъекта РФ», то есть Президента Удмуртии Александра Волкова, предусмотрено 3,719 млн руб. в год. Другими словами, зарплата президента республики с различными денежными надбавками обходится налогоплательщикам почти в 10.200 руб. в день (включая выходные и отпуска) или почти 310 тыс. руб. в месяц. На «функционирование» аппарата президента и правительства Удмуртии предусмотрено 132,5 млн рублей. Из них более 15 млн руб. проходят по строке «Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и его заместители». Значит ли это, что из этих 15 млн часть также идет на содержание президента Волкова, или речь идет лишь о жалованье председателя Правительства УР Юрия Питкевича и его замов, выяснить пока не удалось. Остальные 117,5 миллиона из этой суммы проходят по строке «центральный аппарат». В чуть меньшую сумму, чем президент, обойдется налогоплательщикам республики спикер Государственного Совета УР Александр Соловьев – 3,508 млн руб. в год. А содержание всего республиканского парламента (включая не только зарплату) в сумму 94,193 млн рублей.

По данным бюджета Удмуртии на 2010 год