Впервые с вопросом оформления земельных участков под многоквартирными домами я столкнулась в судах. Всегда, когда речь шла об уплотнительной застройке, где застройщик вторгался во двор, сквер, на детскую площадку, везде юристы администрации и адвокаты застройщика обосновывали законность вторжения тем, что земельный участок не сформирован, законным образом не оформлен, на кадастровом учете не стоит, поэтому у жильцов прав на него никаких нет. Когда граждане шли в Горкомзем (Управление земельными ресурсами администрации), то участок, если и формировали, то уже с учетом нового объекта «пришельцев». То есть фактически узаконивали произвол.

При этом в судах всегда звучало, что городские власти обязаны провести межевание земель с учетом уже имеющейся застройки. И вот где-то с год назад мне случайно стало известно, что на самом деле межевание ускоренными темпами идет и чуть ли уже не закончено – границы участков для каждого жилого дома уже определены. И те из собственников, кто пришел с просьбой установить им границы, столкнулись с тем, что он (участок) уже сформирован. И отнюдь не всегда так, как мыслили себе жители.

Сообщение нашей читательницы, что управляющая компания форсирует процесс межевания, заставил меня глубже изучить вопрос. Собственно, для рядовых горожан он интересен с двух точек – спасет ли оформление участка в общедолевую собственность от уплотнительной застройки и не разорит ли нас налог на землю? Вот что удалось выяснить.

Процесс межевания (установления границ придомовых территорий) регулируется статьей 16 Федерального закона № 189 от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса». Там написано буквально следующее: «… Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом … не сформирован до введения в действие ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников … любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом». Кроме того, согласно этому документу, «с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме».

Значит, в принципе формулировка вопроса в бюллетене заочного голосования «уполномочить (такого-то) на получение в Управлении земельных ресурсов документов о формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу (такому-то)», - это законно и правильно. По этим документам мы увидим конфигурацию придомовой территории, узнаем, какую площадь нам отвели (это регулируется специальными нормами). Но не факт, как я уже сказала, что содержание нас устроит. Между тем, как мне сообщили в Горкомземе, жители могут обсуждать возникшие у них вопросы как в Управлении земельных ресурсов, так и обжаловать эти документы в суде.

Теперь о налоге. В управляющей компании специалист, которому поручено заниматься этим делом, уклончиво ответила, что да, наверное, проведение межевания связано с обложением налогом. Точно юрист не знал. В Управлении земельными ресурсами сказали более определенно: разумеется, как только участок будет поставлен на кадастровый учет, то есть оформлен в собственность граждан, то сразу автоматически он станет объектом налогообложения. И эта процедура, как мне сказали, никак не зависит от того, проголосуем мы за оформление участка в общедолевую собственность или не проголосуем. Межевание произведено (уже для большинства жилых домов Ижевска), вся информация об этом уйдет (ушла?) в налоговую службу. И будем платить как миленькие. Сумма земельного налога – в зависимости от площади приватизированной квартиры – рублей по 60-120 в год. Цифру назвали в Горкомземе. Может, цифра не так уж страшна.

Неприятно другое: почему-то, когда граждане просили и умоляли – закрепите за нами нашу землю! – им сказали «нет» и отдали её застройщикам. А сейчас надо стало изыскать новые источники пополнить казну, и давай опять «доить» рядовых горожан – с миру по нитке - голому рубашка. Ведь даже если взять по среднему, то с 200 тысяч ижевских квартир можно собрать дополнительные 20 млн руб. в год. Не бог весть сколько, но ведь и эти средства кто-то охотно освоит.

Выгодно оформлять участок тем домам, где возможно устройство стоянки или установка торговых ларьков (павильона), – тогда деньги за аренду земли пойдут непосредственно дому. Это дополнительные средства на ремонт и благоустройство. Но я сомневаюсь, что эти средства не «застрянут» в управляющей компании. Задать вопросы налоговикам мне не удалось – телефоны Индустриальной налоговой молчали, как будто их выключили.