Слово «художник» в применении к Зое оказывается тесным. Обычно мы вкладываем в это понятие вполне конкретный смысл – станковая живопись или графика, акварели и прочие жанры изобразительного искусства. Конечно, у Лебедевой всё это тоже есть, но уже как пройденный этап. Зоя Лебедева – самобытный философ, претворяющий в акт творчества любой материал, подходящий ей в данный момент по своему физическому составу или содержательной сути.


В художественном пространстве Ижевска и Удмуртии, да и шире - в Поволжье и больших культурных центрах страны, Лебедеву хорошо знают как создателя уникальной техники плетения панно из растительного сырья. Она называет это «текстиль». В основу вещи ложатся любые травы, собранные на лугах Удмуртии. Но чаще это «чернобыль», полынь, которая в сухом виде издает удивительный аромат.


Другая уникальная и постоянная тема Зои – онгоны, самодельные и какие-то «первобытные» куклы, которые корнями уходят в мифические времена древности. Художница убеждена, что в человеческой жизни, в любом её, даже самом прозаическом проявлении есть магия. Просто мы об этом забыли или не хотим замечать. Отсюда художественным, человеческим и, если хотите, гражданским кредо Зои Лебедевой является достижение и восстановление гармонии всеми доступными ей средствами. В плетении ли текстильных панно, в создании ли лоскутных одеял с надписями. Каждый новый этап её жизни и творчества привносит что-то новое. Период «утильной правды» - это создание «минималистской» техники (у Зои долго не было своего угла и приходилось обходиться только самым необходимым и не накапливать объемного «багажа»). Теперь среди экспонатов преобладают вещи, выполненные в технике «картон-станок», то есть тканные или сплетенные композиции на листе картона от самого небольшого формата до метрового с лишним. А их можно сделать, сидя на стуле, где угодно.


Вот совсем небольшая (формат альбомного листа) работа «Улон-кулон», но сколько в ней смысла! Пространство поделено на черное и белое, на «жизнь» и «смерть», которые между собой взаимосвязаны и проникают друг в друга.


Вот еще нечто новое и неожиданное. Зоя Лебедева начала рисовать… комиксы. Или, точнее, это лубок, где главным персонажем является Кинжодух Яоз (Художник Зоя). Лирическая героиня Лебедевой размышляет, наблюдает, переживает. Она видит и оценивает события и явления. Это, по большому счету, примерно то же самое, что делал Федор Достоевский, когда перешел от писания романов к изданию «Дневников писателя», - детали быстротекущей жизни стали предметом художественного осмысления и надвременной оценки.


Что замечательно в Зое, всякий раз повороты её творчества – неожиданны. Сейчас, по её словам, ей хочется… петь. И она поёт то, что всплывает в памяти из детства и юности. И то, что сочиняется как-то само собой. Какие-то новые художественные проекты, возможно, появятся и на малой родине Зои – в деревне Бураново, где она постоянно бывает. Жизнь продолжается.