По подсчетам союза, в Ижевске в месяц потребляется 50 тысяч литров дешевых лосьонов (500 тысяч флаконов). Больше, согласно статистике СПГЛП, потребляют только в двух городах - Воронеже (55 тыс. литров) и Ульяновске (60 тыс. литров). В других городах потребление лосьонов колеблется от 10 до 40 тыс. литров в месяц.


Известно, что производители и продавцы этой продукции прекрасно осведомлены о характере спроса на свой товар: так как одеколон «Тройной» и лосьон «Огуречный» немыслимо употреблять по их прямому назначению в качестве косметического средства, а спиртовой настойкой боярышника в лекарственных целях пользуются очень немногие. В основном покупатели спиртсодержащих жидкостей заменяют таким образом крепкие алкогольные напитки, которые при существующих акцизах обходятся гораздо дороже в пересчете на чистый спирт. Например, в настойках боярышника и красного перца объемная доля этилового спирта составляет обычно 70-75 процентов при средней цене 17 рублей за 100 миллилитров. Это означает, что аптечный эквивалент «пол-литры» будет стоить немногим более 40 рублей – то есть в 2,5-3 раза дешевле самой недорогой водки. Точно таким же образом дело обстоит и с соответствующей парфюмерно-косметической продукцией.


Идя навстречу реальным интересам своего потребителя, производители дешевых лосьонов максимально «оптимизировали» их состав, отбросив всё ненужное. Оставили спирт, очищенную воду и как определенную дань условностям - «парфюмерную композицию» – отсутствие последней, очевидно, вызвало бы у надзорных органов ненужные вопросы, не вполне уместные в данной ситуации.


Свою методику учета употребления суррогатов специалисты СПГЛП не раскрывают, однако по сводной таблице результатов этого исследования можно сделать вывод, что они весьма и весьма приблизительны: месячные объемы продаж спиртсодержащей продукции в городах страны приведены с точностью до 5 тысяч литров, и притом в абсолютном выражении, без пересчета на душу населения. В самом деле, выделить из общей массы жителей определенные группы, представители которых систематически употребляют суррогатный алкоголь, не так-то просто.


Но, разделив 500 тыс. флаконов (50 тыс. литров) на 30 дней месяца, можно получить более осязаемую величину – 16,7 тыс. флаконов в день. Отсюда, при употреблении в среднем одного флакона в день, вырисовывается примерное число потребителей такого рода продукции в столице Удмуртии. Таким образом, исходя из численности населения Ижевска, легко определить, что в среднем число тех, кто регулярно сидит на суррогатных алкогольных напитках, превышает 2,7 процента ижевчан. Если вычесть из расчёта детей и молодежь, тяготеющую к другим видам допинга, то этот печальный процент вырастет в два-три раза и может составить до 7 процентов от взрослого мужского населения столицы Удмуртии.


Можно провести и другой расчёт, условно разделив 50 тысяч литров одеколона на почти 17 тысяч нигде не работающих ижевчан, что дает почти 3 литра суррогатов в месяц на человека, или по 100 граммов 75-процентного спиртового раствора в день – примерно то же, что и «пол-литра на троих».


Невольно закрадываются подозрения, что Союз производителей галеновых лекарственных препаратов пользовался в своем исследовании той же методикой, но в обратном порядке, тем более что два других города в тройке лидеров рейтинга СПГЛП – Воронеж и Ульяновск – также известны напряженной ситуацией на рынке труда.


Вероятно, благодаря нескольким скандалам российского масштаба с участием крупнейших производителей спиртсодержащих лекарственных настоек, а также ввиду официальной позиции руководства страны по проблеме массового алкоголизма, сегодня аптечные сети столицы республики не склонны афишировать эту часть своего ассортимента. Некоторые аптеки изъяли данный товар из оборота, многие – сняли его с прилавка, но продолжают отпускать по требованию покупателя. Еще дальше пошли торговцы бытовой химией и парфюмерией: складывается впечатление, что случайно наткнуться на «Огуречный лосьон», стоящий в витрине, не так-то просто. Чтобы купить его, нужно заранее знать, куда пойти и как задать свой вопрос продавщице. Наверное, это следует считать позитивной тенденцией современной жизни.


Кстати, ошибкой было бы думать, что дешевые лосьоны и настойки пьют только безработные мужчины далеко за сорок и люди без определенного места жительства. Например, несколько лет назад в маргинальной молодежной тусовке города на фоне некоторых музыкальных субкультур весьма популярны были «косметические средства» под марками «Ясон», «Тройной» и «Композиция». Правда, популярность эта в основном существовала в рамках определенной позы, жеста: в действительности их употребляли единицы, величественно именовавшие себя «композиторами». В настоящее время большинство «композиторов» благополучно остепенилось, а в молодежной среде бытуют более изощренные способы сорвать себе крышу с риском для здоровья и жизни – марихуана, гашиш, амфетамины и т.п. Стоит это во всех смыслах гораздо дороже, напрямую связано с Уголовным кодексом и иногда приводит к плачевным результатам. Однако и здесь в настоящее время наметились положительные тенденции: по имеющейся информации, на протяжении нескольких последних месяцев в результате деятельности правоохранительных органов продажи легких наркотиков в Удмуртии заметно сократились.


Наиболее изобретательные любители острых ощущений, которые не желают ссориться с законом, находят другие заменители алкоголя и наркотиков в открытом доступе. Например, широко известны в узких кругах сиропы от кашля, содержащие декстрометорфан и отпускающиеся без рецепта. Благодаря некоторым особенностям устройства человеческого мозга декстрометорфан, подавляя кашлевые центры, в больших дозах создает своеобразный опьяняющий эффект, ради которого его и покупают некоторые экстремалы. В поисках «кайфа» молодые экспериментаторы приспосабливают к своим потребностям многие вещи, на первый взгляд предназначенные совсем для другого, – начиная с грибов и орехов и заканчивая некоторыми сортами восточных благовоний.


К счастью, чаще всего это заканчивается благополучно одновременно с социализацией экспериментирующего субъекта. Однако в некоторых случаях тот же сироп от кашля может нанести непоправимый вред здоровью.


Злоупотребление, например, спиртовой настойкой боярышника, помимо обычных проблем, связанных с алкоголизмом, добавляет целый букет осложнений работы сердца и сердечно-сосудистой системы. Но в последнем случае речь идет о такой степени алкогольной зависимости, при которой о подобных соображениях стараются уже не вспоминать.