Осеннее обострение


Что касается удмуртских ресурсов, то начиная с сентября в рейтинге http://uralweb.ru, в котором соревнуются ведущие информационные ресурсы республики, произошли многочисленные пертурбации. Стал использовать этот рейтинг сайт «Я люблю Ижевск» («Комсомольская правда в Удмуртии», газета «Центр»), который быстро вышел на пятую позицию после газеты «День».


Скачет с первой на вторую позицию электронное издание сайт «Сусанин», то обгоняя, то отставая от газеты «Из рук в руки». Но самым скандальным событием стал ничем не объяснимый взлет «АиФ в Удмуртии», который, как и «Сусанин», считается сайтом депутата Госсовета Удмуртии Энвиля Касимова. За считанные дни с 7-8-й позиции рейтинга местный «АиФ» взлетел на первую строчку в категории СМИ Удмуртии. Его средняя суточная посещаемость выросла с 1 до 10 тысяч посетителей. Потом, также без видимой причины, произошло падение. Отток составил 4-5 тысяч посетителей в день. Средняя посещаемость за неделю, которая достигала на пике пяти с лишним тысяч, сегодня успела упасть до 2,5 тысячи. Но время от времени сайт все ещё вдруг начинает демонстрировать резкий рост, причём происходит это зачастую в конце рабочего дня. Когда я поинтересовался в службе поддержки Uralweb о причинах таких колебаний, руководитель группы разработки веб-проектов Сергей Макаров ответил по поводу «АиФ» следующее: «Что касается сильных всплесков в сентябре - у них идет рекламная кампания с SEO-продвижением, нам были представлены отчеты гугл-аналитикс».


Цифровые наркотики


Надо сказать, что в Интернете сейчас существует масса всевозможных рейтингов. Каждый из них по сути своей – это попытка отделить «хорошие» сайты от «плохих». Например, живым рейтингом являются такие поисковые системы, как Яндекс и Google. Когда вы вводите какой-либо запрос, то сайты на странице выстраиваются в рейтинг, в котором поисковики стремятся расставить сайты в порядке «релевантности» (актуальности для пользователя), но на самом деле выстраивают их по степени «раскрученности». Особенно это касается коммерческих запросов. Например, по запросу «кондиционеры» выскакивает уйма московских фирм, и кто сказал, что фирма, занимающая первое место в рейтинге, нужнее пользователю, чем та, которая на втором?


Таким образом, проблема состоит в том, что до сих пор не придумали окончательных критериев, которые могли бы объективно оценить сайт и абсолютно точно сказать пользователю, хороший он или плохой, нужный или бесполезный. Изо всех сил мешают выработке таких критериев программисты и web-дизайнеры. Как только Яндекс или Google выдумывают какой-нибудь критерий, веб-разработчики стараются об этом как можно скорее узнать и тут же подгоняют все свои сайты под новые требования. Грубо говоря, решает поисковая система, что слова в теге <h1> (тег заголовка) будут ранжироваться выше остальных, и сразу все заново верстают свои страницы – все, что надо, обрамляют тегом и попадают в ТОП. Благодаря таким шустрым программистам у специализированных фирм всегда есть для клиентов спецпредложение типа «выведем ваш сайт в топ 10 за один месяц. С ГАРАНТИЕЙ!». По этой же причине всегда остается вероятность того, что где-нибудь уже есть человек, который выложил в Интернет формулу машины времени, но мы об этом не знаем, потому что непризнанный гений, в отличие от Макаревича, не знает о критериях ранжирования поисковых систем. Одним словом, в Интернете закладываются те же принципы современного рынка, что и в реальном секторе: чтобы все покупали пылесосы у тебя, вовсе не обязательно производить самые качественные пылесосы – нужно хорошо прорекламировать те, которые есть.


Лучше меньше, да лучше


Появление профессиональных фирм, занимающихся SEO-продвижением, совершенно запутало всех (а особенно информационные ресурсы с часто обновляемым контентом), кто готов был вкладывать свои деньги в развитие сайтов. Вопрос встал, во что, собственно, вкладывать: в качество контента (content – англ. «содержание») или в раскрутку, в увеличение рейтингов и посещаемости? Правда, иногда и даже довольно часто это фактически одно и то же. Например, нет ничего плохого в выделении жирным шрифтом ключевых слов или в упрощении навигации по сайту: это удобно и пользователям, и поисковым роботам, которые создаются по образу и подобию человека и тоже узнают важную информацию по степени ее обособленности. Но, как выяснилось, одним жирным шрифтом рейтингов себе не сколотишь. И seoшники придумали гораздо более эффективные инструменты. Теперь любому клиенту они могут дать честное пионерское, что за неделю «вырастят» посещаемость любого ресурса хоть в 10, хоть в 20 раз. Оказалось, что это можно делать чисто механическими методами.


Так, например, по последним наблюдениям, удмуртские СМИ очень часто стали прибегать к использованию ложных сенсаций. Условно говоря, во время проведения футбольного матча Россия-Испания удмуртские СМИ выкладывают новость: «Ижевские фанаты радуются победе Испании. Видео». Возмущенные российские болельщики, конечно, тут же тысячами начинают заходить на ижевский сайт, чтобы разбить свою пивную кружку об изображение «предателей», но обнаруживают, что на самом деле речь идет о прошлогоднем матче Испания-Китай. Рейтинг сайта в системах, делающих упор на посещаемость, подскакивает к небесам, но потом, если «сенсаций» больше не появляется, падает на свое реальное место. Для владельцев ресурсов такие методы продвижения – как наркотик. Всегда есть соблазн сохранить лидирующую позицию, публикуя информационный мусор. Однако, как известно, большие скопления мусора называются свалками, и с ресурсами, злоупотребляющими такими методами, случается самое страшное: они теряют свою настоящую, постоянную и заинтересованную аудиторию, а приобретают взамен этого «случайную» публику, которая заходит на сайт один раз, и то по ошибке.


Однако кроме публикации новостей о том, как «ижевские девушки тащатся от новых фотографий Владимира Путина на рыбалке», есть и другие действенные методы привлечения широкой аудитории. Они, как правило, требуют денежных затрат. Например, можно участвовать в партнерской программе Яндекса, который будет размещать виджет с рекламой о вас выше всего рейтинга. В таких «партнерках» платят обычно либо за показ вашей рекламы, либо за переход на ваш сайт. Действие также абсолютно наркотическое: кончаются деньги на счете – кончается приток пользователей, положил на счет «дозу» - начал расти рейтинг. Постоянно нужна «доза».


Или еще более извращенный способ, когда клиент платит seoшникам за то, что те накручивают рейтинг путем заходов через proxy-серверы. Этот метод считается абсолютно «черным». Работает он за счет того, что счетчики посетителей, по сути, считают не количество человек, а количество компьютеров, с которых заходят на сайт. Каждый компьютер имеет свой идентификационный номер – IP, по которому его и регистрируют счетчики. Но есть компьютеры, которые позволяют заходить в Интернет через свой IP, – прокси-серверы. Принцип заключается в том, что программист запускает специальную программку, которая через множество «проксиков» загружает один и тот же сайт. В этом случае рост рейтинга зависит от количества прокси-серверов в базе данных программиста.


Все эти фокусы с рейтингами раньше можно было проделывать, чтобы удивить рекламодателей и предъявить им свою высокую позицию в ТОПе (первая страница результатов поиска). Однако за последнее время рекламодатели тоже поумнели и стали запрашивать у владельцев ресурсов подробную статистику посещаемости. Если из 10 тысяч посетителей 9 тысяч заходят на одну страницу и проводят на ней не более двух секунд, то понятно, что дело здесь нечисто.


Креатив – превыше всего


В итоге SEO-продвижение – это только реклама. Но так как целью существования всех сайтов в Интернете является распространение информации, то что, если не реклама, должно быть главным приоритетом владельца сайта. Однако опыт показывает, что настоящую популярность обретают не ресурсы с большим бюджетом рекламных кампаний, а те сайты, которые способны предложить пользователям инновационные сервисы или уникальную информацию. Всем известно, что популярная ныне социальная сеть Вконтакте.ру обрела свою популярность за счет «сарафанного радио» - когда пользователи просто рассказывали друг другу об интересном сайте. Некоммерческой организацией является и всем известная Википедия, успешно развивающаяся в десятках стран по всему миру.





Глоссарий:


Контент – от английского content – содержание, суть.


SEO (англ. search engine optimization) – поисковая оптимизация.


Seoшники – люди, занимающиеся продвижением сайтов в различных поисковиках.


Прокси-сервер (от англ. proxy — «представитель, уполномоченный») — служба в компьютерных сетях, позволяющая клиентам выполнять косвенные запросы к другим сетевым службам. Сначала клиент подключается к прокси-серверу и запрашивает какой-либо ресурс (например, e-mail), расположенный на другом сервере.


IP – internet protocol – интернет-протокол. В современной сети Интернет используется IP четвёртой версии, также известный как IPv4. В протоколе IP этой версии каждому узлу сети ставится в соответствии IP-адрес длиной 4 октета (8-битных байта). При этом компьютеры в подсетях объединяются общими начальными битами адреса.